"Деловой Петербург". Заводы в нерабочем состоянии

Автор фото: Сергей Ермохин
Алексей Кадилов

Балтийский завод, входящий в ОСК, не справляется с госзаказом на строительство ледоколов из–за того, что ему катастрофически не хватает рабочих, а оборудование почти полностью изношено. У завода заказов на 65 млрд рублей, а выполнить их невозможно.

Балтийскому заводу нужно 5,5 тыс. рабочих, чтобы построить к концу 2015 года дизель–электрический ледокол 25 МВт, а к 2017 году атомоход 60 МВт, заявил dp.ru источник в государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК, контролирует Балтзавод). Сейчас на предприятии трудится чуть более 3 тыс. человек, а в лучшие времена, когда оно сдавало по несколько судов в год, численность рабочих достигала 13,8 тыс. человек.
Предприятие оказалось не в состоянии справиться со всем объемом госзаказа и передает часть работ на другие верфи. По мнению Алексея Кадилова, возглавившего завод в ноябре 2013 года, возникшие задержки в первую очередь продиктованы причинами, связанными с проектированием. При этом руководитель отмечает, что основные фонды завода почти полностью изношены и это одна из причин высокой стоимости работ. "В настоящее время мы разрабатываем план реконструкции мощностей, которая сделает нас более эффективными, — говорит Алексей Кадилов. — Этот план предусматривает модернизацию как судостроительного, так и машиностроительного производства".
Похожая ситуация сегодня на многих промышленных предприятиях города. Проблема дефицита кадров, изношенности основных фондов обострилась и стала широко обсуждаться в правительстве после того, как государство резко нарастило госрасходы на обновление гражданского и военного флота и вооружения армии, а промышленники оказались не в состоянии выполнить госзаказ в срок.

Контракт от Путина

Алексей Кадилов пришел на Балтзавод с должности заместителя директора Средненевского судостроительного завода. Он сменил на посту руководителя Александра Вознесенского, который покинул пост из–за конфликта с руководством ФГУП "Крыловский государственный научный центр", директор которого Андрей Дутов возглавил совет директоров ОСК.
К моменту назначения Алексея Кадилова на Балтзавод отставание по графику строительства ледокола 25 МВт составляло примерно 2 года, сообщили в ОСК. Ситуацию обостряло то, что контракт на это судно верфь получила в конце 2011 года из рук Владимира Путина, возглавлявшего тогда правительство РФ. Этот и еще ряд последовавших за ним госзаказов должны были помочь заводу выбраться из долговой ямы.
Сейчас совокупный портфель госзаказов Балтзавода составляет 65 млрд рублей, однако производственные мощности предприятия не позволяют ему справиться со свалившимся объемом работы. На предприятии почти еженедельно проходят совещания по производственной программе.
В марте проинспектировать завод, ознакомиться с ходом строительства головного атомного ледокола 60 МВт (проект 22 220), заложенного в ноябре прошлого года, планирует глава Росатома Сергей Кириенко, сообщил источник в госкорпорации. Ведомство проводит конкурс на строительство еще двух серийных атомоходов. Балтзавод считался единственным претендентом на новый контракт, но, как сообщили в ОСК, стать держателем контракта может одна из структур Росатома. Запрос dp.ru в госкорпорации проигнорировали.
Также Сергей Кириенко ознакомится со строительством первой плавучей атомной электростанции (ПАТЭС, в эксплуатацию ее планировалось ввести еще в 2010 году). В 2006 году ее начало строить Севмашпредприятие, но, получив заказы на достройку атомных подлодок, оно стало затягивать изготовление ПАТЭС, и в августе 2008 года ее передали на достройку Балтзаводу. Однако и новый исполнитель, похоже, не успеет сдать работу в срок.
"Сейчас строительство ПАТЭС отстает от графика на 5 месяцев. У нас вызывает беспокойство неустойчивая работа проектировщика — конструкторского бюро "Айсберг", — говорит заместитель генерального директора концерна "Росэнергоатом" Сергей Завьялов, возглавляющий в концерне дирекцию по строительству ПАТЭС.
Кроме того, со сменой генерального директора на Балтийском заводе сменился и директор по производству — на это место был назначен Александр Коновалов, ранее возглавлявший судозавод "Янтарь" в Калининграде. У этого предприятия тоже не все гладко обстояло с исполнением госзаказа. В конце 2012 года группа топ–менеджеров "Янтаря" даже обратилась с официальным письмом к вице–премьеру Дмитрию Рогозину и министру промышленности Денису Мантурову с просьбой отправить Александра Коновалова в отставку за срыв гособоронзаказа.

Чужие просчеты

Проблемы с проектированием и кадровая чехарда — ключевые причины задержки строительства не только ПАТЭС, но и ледоколов. Как уже писал dp.ru, когда начали резать металл на ледокол мощностью 25 МВт, выяснилось, что проектное бюро "Петробалт" спроектировало судно с большим перевесом, то есть жесткий корпус ледокола ушел бы так глубоко под воду, что не смог бы колоть лед.
Проект начало переделывать конструкторское бюро "Айсберг". По словам Алексея Кадилова, в минувший понедельник строительство ледокола 25 МВт возобновилось. Сегодня его темп определяется темпом выпуска рабочей документации, отмечает эксперт.
"В результате изменений проекта Росморпорт может получить не совсем то, что заказывал, однако основные требования будут выполнены", — сообщил представитель Крыловского центра.
Менеджмент завода надеется исполнить госконтракты в сроки, согласованные с заказчиками. К моменту пиковой загрузки предприятие рассчитывает привлечь подрядчиков, подготовить собственные кадры, а также передать часть работ на другие верфи. Тем более такой опыт уже есть, например, надстройку ледокола 25 МВт изготовила германская верфь Nordic Yards Виталия Юсуфова, строить первую кормовую часть "Мистраля" помогали Адмиралтейские верфи, а также обсуждался вопрос о передаче работы над некоторыми частями корпусов атомных ледоколов на Выборгский судостроительный завод. "Мы готовы участвовать в строительстве ледоколов, но никаких конкретных соглашений пока нет", — отмечает его глава Александр Соловьев.

Как у всех

Проблема выполнения госзаказа не обошла стороной ни один судозавод Петербурга. Так, крупнейший в стране поставщик надводных кораблей — Северная верфь затягивает строительство корветов и фрегатов. Например, заложенный еще в 2006 году фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" планировалось передать флоту в 2012 году, но только в этом году корабль пойдет на ходовые испытания. Адмиралтейские верфи на год позже сдали научно–исследовательское судно "Академик Трешников". Правда, как пояснили на Адмиралтейских верфях, задержка произошла по инициативе заказчика — Росгидромет захотел оснастить судно новым оборудованием.
Аналогичные проблемы сейчас переживают и другие промышленники, получившие крупные оборонные заказы, что заставляет государство ужесточать ответственность за срыв сроков. Вкупе с закредитованностью оборонных заводов беспрецедентный объем военных заказов может обернуться для отрасли еще более глубоким кризисом.
Причины нынешних проблем промышленности кроются в тех годах, когда предприятия, выполнявшие госзаказ, не финансировались должным образом. Например, проценты по кредитам не входили в стоимость заказа, что приводило к росту долговой нагрузки предприятий, убыткам. Еще 3 года назад многие петербургские предприятия лежали на боку. Хорошо тогда правительство России начало оказывать поддержку промышленникам путем субсидирования процентных ставок, выделять дополнительные кредиты. Иначе к настоящему моменту у нас вообще бы не осталось промышленности. Только в последние пару лет правительство начало щедро финансировать госзаказ, выделять деньги на модернизацию производственных мощностей, благодаря чему заводы восстанавливают свой производственный потенциал.
Михаил Подвязников
Генеральный Директор Сзрц Концерна Пво "Алмаз — Антей"
Для выполнения гособоронзаказа необходимы три условия. Первое — своевременное авансирование работ. В последнее время это условие четко соблюдается. Второе — наличие современного станочного парка, определенных мощностей. И это тоже на многих предприятиях уже имеется. А вот третье условие, самое важное, как раз и является камнем преткновения — это грамотная организация производства, наличие квалифицированных специалистов всех уровней. В промышленности произошел провал в несколько десятилетий в подготовке специалистов — научных кадров и производственников. Отмечу, мы всегда выполняем все свои обязательства и выдерживаем сроки, инвестируем не только в производство, но и в науку, в подготовку кадров, как и многие другие промышленники.
Александр Кашин
Председатель Совета Директоров Хк "Эго–Холдинг"