"Деловой Петербург". Кризис — катализатор изменений

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Главный экономист Saxo Bank Стин Якобсен увидел в нынешнем состоянии экономики все признаки кризиса 1998 года.

Согласно консенсусу аналитиков, курс снизится до 37 – 38 рублей за доллар в 2014 году. Я допускаю, что доллар будет стоить и больше 40 рублей — к примеру, 42 или 45. Изменения курса рубля на 50% зависят от ситуации в России и на 50% — от других развивающихся стран. Мы сейчас находимся в заключительной фазе финансового кризиса. Первой был банковский кризис в США, связанный с кризисом на рынке недвижимости, второй — долговой кризис в Европе. Теперь мы дошли до третьей фазы — кризиса развивающихся рынков. Это закономерно, потому что именно развивающиеся страны спасали мир во время первых фаз кризиса, были локомотивами роста мировой экономики благодаря большим объемам инвестиций. Сейчас же они замедляют рост. Китай стремится очистить свой банковский сектор от сомнительных организаций. То же самое происходит в Индии, Индонезии, Бразилии, Аргентине и России. Все соглашаются на более низкие темпы роста для решения проблемы фискального дефицита.
Чтобы экономика не остановилась совсем, эти страны используют традиционное средство — девальвацию своих валют. Это делает экспорт более конкурентоспособным, а импорт — более дорогим. Единственный, кто не ослабляет свою валюту, — Китай. Он тоже растет не так быстро, как раньше, но остановка ему пока не угрожает. Падение валют развивающихся стран может продлиться весь 2014 год. Чтобы получить мандат на реформы, правительствам нужен кризис. Кризис — это катализатор изменений. Для масштабной девальвации хватило бы и 2 недель, но вряд ли власти решатся на такой шок. На прошлой неделе мы увидели, что центральные банки некоторых стран начали паниковать и повышать ставки по кредитам, чтобы замедлить обвал своих валют. Резко повысились ставки в Турции, в меньшей степени в ЮАР, Малайзии и Индии.
Повторяется история азиатского и российского кризиса 1997–1998 годов: низкие темпы роста, девальвация валют, высокий уровень дефолтов в банковском секторе. И вместо того, чтобы снижать ставки, центробанки их повышают. Россия пока не повышает, но только потому, что они и так высоки.
В начале прошлого года прогнозировалось, что ВВП России вырастет на 4,5% за год. В итоге получилось 1,5%. В этих условиях ЦБ должен был снижать ставки, а он этого не делал. Мне кажется, Путин с Набиуллиной сговорились и приняли правильное решение: лучше иметь небольшой кризис сейчас, чем большой — потом, через 2 – 3 года. Не секрет, что Москва плохо контролирует расходы, особенно в регионах, — они имеют слишком большую долговую нагрузку. Все больше регионального ВВП расходуется на выплаты процентов по займам, и эту долговую активность нужно сдерживать. К тому же мы наблюдаем ажиотаж на рынке потребительского кредитования, с которым ЦБ борется, ужесточая условия работы банков. Это тоже правильные действия, но они скажутся на темпах роста.
По моей оценке, ВВП России вырастет в 2014 году не на 2,5%, как гласит официальный прогноз, а максимум на 1%. Но если правительству удастся провести необходимые реформы: снизить коррупцию, открыть возможности для конкуренции, в том числе и для иностранных инвесторов, — то в этом году страна пройдет пик кризиса, а впоследствии рост ускорится.