Два года назад после выборов в Госдуму на Чистых прудах прошел первый за много лет многотысячный митинг оппозиции. За два года политический климат в стране изменился очень сильно, хотя ни одной из важных целей оппозиции добиться так и не удалось.
Два года назад в Москве на Чистых прудах состоялся первый митинг новейшей политической истории России. Протест против махинаций с подсчетом голосов на выборах в Госдуму неожиданно – и впервые за много лет – собрал много тысяч человек, злых и сосредоточенных.
С 5 декабря 2011 года до 5 декабря 2013 года в отечественной политике произошло множество событий. Можно говорить, что пейзаж поменялся очень значительно. Вместе с тем ни одной из главных целей оппозиции добиться не удалось.
Оспорить результаты выборов в Госдуму не удалось, тем не менее, удалось привлечь к этой проблеме всеобщее внимание. Тезис "партия жуликов и воров" узнаваем более чем половиной населения и разделяем более чем половиной узнающих. Тем не менее, "Единая Россия" сохраняет большинство в парламенте (который, впрочем, ничего не решает).
Президентские выборы в первом туре выиграл Владимир Путин, но атмосфера сильно отличалась от ледяного 2004-го. Вернулись выборы губернаторов, хотя и не везде. Упростили регистрацию партий, хотя некоторых так и не регистрируют, а вброс фейковых партий – распространенная практика.
У оппозиции появились новые лидеры, и лица этих лидеров куда более адекватны и созвучны аудитории, чем раньше. Евгению Ройзману не стали мешать выигрывать выборы в Екатеринбурге (полномочий у мэра немного, но символический смысл победы огромен), Алексею Навальному помогли участвовать в выборах в Москве (но соглашаться с его претензиями по подсчету голосов не стали).
В России появились новые политзаключенные (прежде всего по "болотному делу") и до сих пор не вышли прежние (во главе с Ходорковским). В то же время третьего дела ЮКОСа не появилось, а Навального не посадили. Впервые за много лет стали проходить многотысячные митинги (в феврале 2012 на проспекте Сахарова – 150 тысяч человек), но после майского "болотного" митинга начались задержания и аресты.
Закручивая одни гайки, государство раскручивает другие. В условиях активизации оппозиции власть стала вести себя более пластично. Ее логика такова: мы расширяем границы, а вы за них не выходите, и все основные рычаги по-прежнему у нас. Можно выиграть мэрские выборы, можно провести мирную акцию. Выиграть серьезные выборы, провести акцию с намеками на захват власти – нельзя.
Российский протест носит характер преимущественно элитно-экспертный. Найти серьезных экономистов, политологов, ученых, преподавателей, общественных деятелей, реально поддерживающих власть – дело почти безнадежное. Два года назад на выборах в Госдуму впервые в истории страны тысячи людей работали на избирательных участках, принося политическую пользу Родине самым нерусским методом – методом конкретных малых дел.
Но народ за лидерами оппозиции не пошел. Рейтинг оппозиции заметно вырос, но это несравнимо, скажем, с украинской ситуацией. Если русская оппозиция позовет народ на майдан, никто не придет.
И дело не в том, что народ за коррупцию или за единороссов. Народ просто не считает все это таким уж важным. Зачем же ссориться с начальством по неважным вопросам? Лучше попытаться устроиться в той системе, которая есть. Тем более, что зачастую начальство эстетически ближе к народу, чем оппозиция. И начальство блистательно разыграло "карту pussy riot": оппозиция – это те, кто за глупые и хамские танцы в храме. А власть (как и народ) — против.