"Деловой Петербург". Швейники ищут пути выживания

Производители модной одежды обсудили способы выживания после вступления России в ВТО и решения насущных проблем. Комитет по предпринимательству пообещал помочь: открыть бесплатный шоу–рум в Гостином дворе и начать вывозить выставки в регионы.

Круглый стол по проблемам производства одежды прошел на заводе ООО "Харлен", которое появилось в 1991 году на базе производственного объединения "Ленинградодежда". Встреча под названием "Одень петербурженку" состоялась в рамках проекта посещения малых производственных фирм, организованного комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР).
В Петербурге около 25 швейных фабрик и до 200 ателье. Спрос на их изделия стабилен, а во время кризисов и снижения спроса выручает постоянная аудитория, наработанная за годы на рынке.

Как выжить

В начале дискуссии директор дома "Харлен" Лариса Ленова рассказала о главных проблемах отрасли: недостатке квалифицированных кадров, почти полном отсутствии на рынке отечественных тканей и трудностях, которые приносит вступление России в ВТО. По данным КРППР, сегодня почти половину российского рынка одежды составляет нелегальный импорт и неучтенное производство, 27% — импорт (из них 43% — китайский), и всего 23% одежды изготавливают местные фирмы.
Испытывая сильное давление со стороны китайской продукции, легкая промышленность выживает по–разному. Некоторые, как, например, производитель детской одежды "Колибри", пробиваются в торговые сети, а другие, например "Харлен", полагаются на индивидуальных клиентов. Такой подход фабрика избрала в том числе из опасений плагиата. "После закрытия Черкизовского рынка многие работавшие там предприниматели массово отправились работать на выставках, — рассказывает Лариса Ленова. — И бывшие черкизовцы покупают наши изделия на выставках, делают копии и продают дешевле". По расчетам "Харлен", в России 1 м ткани обходится фирме на 4 евро дороже, чем иностранным конкурентам. Проблему усугубит вступление в ВТО, в результате которого повысятся пошлины на ввоз сырья, а льготы производителям уменьшатся: российские фирмы будут уравнены в правах с компаниями стран ВТО.
Дискуссия прерывается, и на подиум выходят модели в пальто от "Харлен". Представитель компании рассказывает о разработке изделий. Продажи у компании налажены не только в Петербурге, но и в нескольких крупных городах Сибири. "Там, в нефтеносных регионах, авторскую одежду покупают охотнее", — резюмировала Лариса Ленова.
Президент ООО "Дефиле на Неве" Ирина Ашкинадзе отмечает, что торговые точки мало интересуются местными производителями, в результате хорошо себя чувствуют на рынке только элитные модельеры, продающие вещи стоимостью от 100 тыс. рублей. А те, кто пытается наладить производство, продавать больше и дешевле, сталкиваются с нехваткой каналов сбыта.
"Все эти проблемы не меняются вот уже 20 лет, — считает Александр Иванов, директор мастерской "Кургузова", — для работы в условиях ВТО нам нужно выходить на международный рынок, а для этого необходимо вернуть госсубсидии на участие в зарубежных выставках, которые всегда были, но в прошлом году власть почему–то решила их отменить". Надежда Бибикова, директор и дизайнер марки "Колибри", рассказала о том, что решила создать оптовый центр детской одежды, где кроме готовой продукции будут представлены фурнитура и ткани.

Подавайте заявки

Властные структуры на круглом столе представляли председатель КРППР Эльгиз Качаев и депутат ЗС Анастасия Мельникова. Они отметили, что бюджет на следующий год утвержден, поэтому новые мероприятия и субсидии удастся запланировать только на 2015 год.
Эльгиз Качаев предложил начать вывозить "Дефиле на Неве" в регионы, а также пообещал поспособствовать созданию шоу–рума в Гостином дворе с бесплатной для модельеров арендой. Также глава КРППР отметил, что "Петербургская марка качества", кампания сертификации продуктов, доберется и до одежды, что должно облегчить работу в этой отрасли. "Подавайте заявки на гранты, проявляйте инициативу, только так мы сможем вам помочь", — заключил Эльгиз Качаев.