Привлечь длинные рубли по–умному

Известно, что банки охотнее дают деньги тем, кому они не нужны. Как отличить хорошего кредитора от плохого и заработать на собственных облигациях: dp.ru провел круглый стол, где финансисты и представители реального сектора выясняли, насколько полезны для развития бизнеса в сегодняшних условиях облигационные займы.

Рынок банковских кредитов в России достаточно хорошо развит. Однако у кредита, как у любого финансового инструмента, есть свои преимущества и недостатки. Облигации могут служить дополнительным инструментом привлечения финансовых ресурсов для предприятий, желающих развиваться. Каковы основные плюсы и минусы кредитов и облигационных займов?
Кредитный рынок предоставляет много возможностей как для корпоративных клиентов, так и для физических лиц. 2008 год добавил в ситуацию на рынке облигаций ложку дегтя, но сейчас этот рынок активно восстанавливается.
Преимущества и недостатки инструментов определяются их предназначением. Вначале компания использует кредитование. Пока речь идет о небольших суммах и коротких сроках, о пополнении оборотных средств, эту задачу решают банковские кредиты. Но на определенном этапе, когда встают задачи технического перевооружения, замещения коротких денег длинными, появляется потребность в новых финансовых инструментах.
В первую очередь преимущество облигационных займов в том, что они беззалоговые. Банки, как вы знаете, не очень любят давать кредиты без залога. Кроме того, облигационные займы — долгосрочные. Банки же неохотно кредитуют на длинные сроки. И, наконец, выпуск облигаций говорит об определенном статусе юридического лица. На этот уровень можно выйти, только имея кредитную историю. Это достижение определенной высоты на финансовом рынке.
Статус статусом, а все–таки бизнесмен обязан думать об экономической целесообразности. Существует мнение, что облигационный выпуск — слишком сложная и дорогая процедура, особенно для компаний — новичков на долговом рынке. Нужно потратить время и деньги сначала на аудит собственной деятельности, потом на организацию и регистрацию займа. Действительно ли это так дорого и долго, как принято считать?
Количество эмитентов на рынке облигаций в последние годы растет. Растет и количество эмиссий, причем опережающими темпами, что говорит о том, что компании, которые однажды использовали облигационный выпуск как инструмент финансирования своей деятельности, в дальнейшем увеличивают интенсивность его использования. Если бы инструмент был неэффективным, число эмиссий не росло бы такими темпами.
Процедура выпуска облигаций действительно достаточно длительная. Именно из–за ее длительности часто бывает полезным симбиоз облигационного займа и банковского кредита. Пока компания готовит облигационный заем, а этот процесс может продолжаться 5 – 6 месяцев, а иногда и больше, в зависимости от организационной структуры компании–эмитента, банк предоставляет ей так называемый бридж–кредит на небольшой срок до момента размещения облигаций.
Выпуская облигационный заем, компания не только получает длинные деньги для реализации инвестиционных проектов, но и выходит на новый уровень, получая существенную прибавку к своему имиджу. Ведь не секрет, что одной из целей развития любого бизнеса служит его возможная выгодная продажа. Даже если кто–то занимается бизнесом достаточно долго и в свое удовольствие, в какой–то момент владелец компании начинает понимать, что можно продать ее часть стороннему инвестору, чтобы за счет вырученных средств совершить резкий рывок в развитии бизнеса или просто зафиксировать прибыль от роста компании. Естественно, разместить свои акции на бирже может далеко не каждая компания. Особенно теперь, когда на фондовом рынке непростая ситуация и предложение новых акций не всегда встречает спрос. И в этих условиях компания, которая уже размещала свои облигации, получает преимущество, поскольку она уже известна участникам рынка ценных бумаг.
Облигации новой компании разместить обычно проще, чем акции, потому что по акциям компания может многие годы не платить дивидендов, а по облигациям всегда предусмотрена выплата суммы займа и купонного дохода. Так что выпуск облигаций — это правильный и вполне логичный шаг к тому, чтобы в будущем разместить на рынке акции.
Минимальный размер облигационного выпуска составляет 1 млрд рублей. Нигде это не регламентировано, формально выпуск может быть и очень маленьким, но рынок диктует свои условия. Интересы инвесторов складываются таким образом, что выпуск объемом менее миллиарда разместить на рынке невозможно. Априори известно, что он не будет обладать нужной ликвидностью. Соответственно, и финансовые показатели компании должны быть такими, чтобы она могла обслуживать выпуск такого размера.
Сейчас ситуация на рынке облигаций явно лучше, чем на рынке акций. Растет не только количество эмитентов и эмиссий, но и обороты на вторичном рынке. Рынок акций же пребывает в многолетней стагнации, индекс ММВБ находится примерно на том же уровне, на котором он был 4 года назад. Наверное, поэтому многие компании не задумываются о размещении акций, ведь дорого в таких условиях их не продашь. Однако если продажа части бизнеса в далеких планах есть, к ней надо готовиться заранее, за несколько лет. Облигационный выпуск как раз и служит одним из этапов подготовки будущего IPO.
Я прошу представителей нефинансовых организаций рассказать, как много из них задумываются о будущем размещении акций.
Вопрос об IPO сейчас волнует лишь небольшое число членов нашей ассоциации, а это крупнейшие промышленные предприятия города. Связано это прежде всего с тем, что многие наши предприятия входят в состав крупных корпораций. И поэтому вопросы как IPO, так и облигационных займов решаются в основном на федеральном уровне, хотя и при участии руководителей предприятий.
Но я имею в виду сегодняшнюю ситуацию, это не означает, что она будет такой же через 1–2 года.
Будущий выход на IPO, наверное, не столь важная причина для размещения облигаций сейчас. Гораздо более близкая и понятная причина заключается в том, что предприятия находятся под множественной долговой нагрузкой. Это означает, что кредиты взяты у разных банков, под разные ставки, на разные сроки и под разные виды обеспечения. Все банки предъявляют свои специфические требования по обслуживанию этих кредитов и финансовой отчетности. Обычно у финансовой службы предприятия от такого разнообразия требований начинает пухнуть голова.
Для того чтобы консолидировать условия обслуживания долга, можно разместить облигационный заем. Тогда все кредиторы будут получать выплаты одновременно и на одинаковых условиях.
Предлагаю другим представителям реального бизнеса рассказать об удачном или неудачном опыте заимствований. Что вас настораживает или отталкивает?
У меня и моих знакомых был опыт неудачного кредитования, когда компании брали кредит за кредитом, и потом это заканчивалось крахом. Поэтому теперь мы достаточно осторожно относимся к заимствованиям. Если один раз обжечься, потом все время думаешь о том, как не попасть в зависимость от кредитов. Теперь стараемся избирательно пользоваться заимствованиями, брать короткие деньги, на конкретные цели, и сразу же после того, как цели достигнуты, их возвращать. Тем не менее узнать что–то новое про облигации мне интересно, поскольку любой новый инструмент может дать компании какие–то конкурентные преимущества.
Предприниматели недостаточно информированы о возможностях рынка облигаций, я об этом могу судить по собственному опыту. Мы давно ведем переговоры с организаторами облигационных займов, но результатов в виде размещения пока нет. У нас тоже есть разношерстный кредитный портфель, и мы заинтересованы в оптимизации работы с займами.
Поэтому спасибо всем, кто занимается популяризацией разнообразных финансовых инструментов.
Хотелось бы узнать, какие прецеденты облигационных выпусков были в нашей отрасли, связанной с торговлей автомобилями, и есть ли возможность попробовать этот рынок "на зубок", воспользоваться каким–то упрощенным пакетом услуг по размещению облигаций, чтобы понять, насколько этот инструмент нам подходит.
Эмиссия облигаций не должна быть самоцелью для компании. Любая компания неизбежно достигает точки, когда для развития нужны долгосрочные денежные средства, не требующие обеспечения залогами. При этом не хочется зависеть от банка, который может поменять ставку кредита или потребовать дополнительного обеспечения. В случае с облигациями у вас появляются кредиторы, которые не могут изменить условия погашения займа, установленные на момент его размещения. Правила игры не меняются в течение 3 или 5 лет, пока заем не будет погашен.
Что касается автобизнеса, облигационных выпусков таких компаний в России было не так много. В качестве примера можно привести облигации группы компаний "Рольф" и автохолдинга "Атлант–М", обязательства по которым были своевременно исполнены.
По поводу "коробочных" продуктов по размещению облигаций — желание получить такой продукт понятно. В какой–то степени именно такой подход практикуется на рынке, ряд процессов по организации займа стандартизированы. Но, с другой стороны, есть ряд оговорок — все–таки каждая компания имеет свои особенности. У кого–то структура разветвленная, что требует предварительной консолидации бизнеса, получения кредитного рейтинга на всю группу, и так далее. У кого–то структура, наоборот, вертикальная, с четким центром, который может быть эмитентом облигаций. Тогда процесс выпуска идет по другому пути.
Зависимость от банка, о которой упомянул Константин, — не пустой звук. Это реальный риск, с которым сталкиваются получатели кредитов и который можно обойти, размещая облигации. Сразу скажу, что наш банк этим никогда не занимался, но схема в общем известна: вы приходите за кредитом, например, на 3 года. Вам в банке предлагают: давайте оформим кредит на год или полтора, потом будет пролонгация. Оформляется кредит на год–полтора, а когда подходит срок погашения, вы приходите к банкиру, а он говорит: мол, обстоятельства изменились, для того чтобы пролонгировать кредит, надо дополнительно передать в залог пакет акций. Вы, абсолютно доверяя коллегам из банка, делаете это. А еще через год выясняется, что обстоятельства опять изменились и банк обращает взыскание на акции.
К сожалению, на рынке не редкость, когда банки, выдавая кредит, затягивают предприятие в долговую яму и в итоге получают пакет его акций.
Больную тему затронули. Я первый кредит брал в 1996 году как физлицо на покупку автомобиля. Мало того что нужно было заплатить чуть ли не 40% первый взнос, тебе еще предлагали привести трех поручителей и потом каждый месяц трясли как грушу, пытая по телефону, не собираешься ли ты обмануть банк. Потом прошло 3 года, ситуация на рынке изменилась, банкиры стали более благожелательными. Потом прошло еще 5 лет, и ситуация поменялась кардинально, кредиты стали давать всем кому ни попадя, совсем без залогов и с отсрочкой платежа. К чему это привело — всем хорошо известно.
Что немного раздражает в банках — если у тебя хорошие обороты и ты хочешь получить овердрафт, почему банк начинает требовать дополнительное обеспечение, ведь остатки на счетах уже являются фактически залогом? Но банк требует еще поручительства владельца компании, плюс еще генерального директора, плюс еще главного бухгалтера до кучи. Дело не в том, что гендиректор или главбух не хотят давать такого поручительства. Просто возникает вопрос: зачем это делать? Банки же отвечают на этот вопрос: а так, на всякий случай.
Есть и другие вопросы по поводу залогов. Если возникает ситуация, когда компания не может вернуть кредит и банк получает залог, почему он еще пытается взыскать деньги с поручителей? После кризиса, когда многие столкнулись с неплатежами, люди достаточно настороженно относятся к тому, чтобы подписывать какую–то дополнительную бумажку о поручительстве.
Поскольку облигации не требуют никаких залогов и поручительств, мне этот инструмент кажется более цивилизованным, чем банковский кредит. Однако хотелось бы, чтобы финансисты ответили, какие сейчас ставки по облигациям.
Еще одна тема, которую было бы интересно обсудить, — зачем занимать, если денег хватает, или нужны ли облигации финансово устойчивым компаниям? Какую пользу могут принести облигации, выпущенные одной из компаний крупного холдинга?
Облигации могут служить не только инструментом привлечения средств, но и средством, позволяющим получать дополнительный доход от наличия у группы компаний свободных денежных ресурсов. Эксплуатировать свое хорошее финансовое положение можно, используя облигации как казначейский инструмент. Для этого надо сначала организовать выпуск облигаций и разместить его. Но большую часть облигаций, выпущенных одной из компаний холдинга, выкупает другая. Таким образом, денежные средства останутся в структуре группы, но на балансе одной из дочерних компаний окажется крупный объем облигаций. При этом небольшая часть бумаг останется на бирже, активный оборот по ней обеспечит компания–маркетмейкер. Если при этом эмитент финансово устойчив, с его облигациями можно совершать операции репо — предоставлять их в долг брокеру, получая за это дополнительное вознаграждение, которое может составить 2 – 3% стоимости облигаций в год.
Если компания обладает очень хорошим финансовым положением и может претендовать на получение международных кредитных рейтингов, ее облигации могут быть включены в ломбардный список Банка России. И тогда ставки по операциям репо с такими бумагами фактически удваиваются.
Каких–то других инструментов, которые позволили бы подобным образом "создавать деньги из воздуха", я не знаю.
Помимо упомянутых преимуществ, облигации могут еще служить средством управления долгом. Например, если их доходность на рынке становится слишком высокой, эмитент может выкупить часть бумаг на вторичном рынке или по оферте и сократить долг. Известны даже случаи, когда крупные займы выкупались эмитентами прямо в момент размещения, чтобы не платить на сторону крупный купонный доход. В дальнейшем, когда доходности на рынке упадут, выкупленные бумаги можно продать дороже на вторичных торгах.
В итоге можно превратить облигационный заем в некий аналог возобновляемой кредитной линии: когда деньги не нужны, можно выкупить часть облигаций, когда нужны — продать.
Мне кажется, настало время ответить на вопрос одного из участников нашей встречи о том, каковы же средние ставки при размещении облигаций компаний–новичков на этом рынке. Есть ли ответ на этот вопрос или все очень индивидуально?
Вопрос примерно такой же, как: "Какова сейчас средняя температура воздуха в России?" Со ставками определенности чуть больше, но если мы зайдем на сайт биржи и посмотрим доходности облигаций на вторичных торгах, то увидим, что они очень разные, в зависимости от качества эмитентов. Одни выпуски, входящие в котировальные списки, от сверхнадежных эмитентов вроде "Газпрома", "Роснефти" и прочих небожителей торгуются с минимальными доходностями, 8% годовых и ниже. На другом полюсе — бумаги компаний, которые либо уже допускали какие–то нарушения по выплатам купонов, либо, не дай бог, имеют в своей истории дефолты. Доходности по таким бумагам могут превышать 40%. Диапазон очень широкий, но средняя ставка для вновь пришедших на рынок компаний, не имеющих на нем истории, лежит в пределах 12 – 14% годовых. Для последующих выпусков доходность может составить уже 10 – 11%.