Правительство снова обещает снизить административные барьеры для строителей – на этот раз посредством создания "исчерпывающего перечня требований". Идея неплохая, говорят эксперты. Но законы не главное, главное – практика их применения.
Комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила разработанный Министерством регионального развития законопроект, направленный на снижение административных барьеров в градостроительстве. Об этом сообщили в пресс-службе Белого дома.
В соответствии с указом президента на эту тему должны быть разработаны "исчерпывающий перечень установленных на федеральном уровне административных процедур" и "порядок согласования дополнительных процедур, установленных субъектами РФ, организациями коммунального комплекса, электросетевыми и газоснабжающими организациями". Кроме того, должен быть разработан "единый порядок взаимодействия участников реализации проектов жилищного строительства".
Правительство предлагает дополнить Градостроительный кодекс таким принципом, как "единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений".
Правительство утвердит "исчерпывающий перечень решений и действий", принимаемых органами власти всех уровней, эксплуатирующими организациями, госэкспертизой и другими организациями. Принимать дополнительные решения и действия будет запрещено.
Чиновники рассчитывают, что все это "будет способствовать как созданию комфортных условий для осуществления строительства в субъектах РФ, так и повышению эффективности деятельности органов [власти]", а также "позволит существенно сократить количество принимаемых решений, время и расходы на прохождение всех процедур".
Правительство регулярно выступает с подобными инициативами. Есть понимание, что административных барьеров слишком много и что проблему надо решать. Однако пока не получается.
В Петербурге не получается настолько, что местные бизнесмены сами разработали "дорожную карту" по этому вопросу. Союз строителей Петербурга предлагает сократить сроки согласования строек с 1316 до 700 дней (то есть вдвое, с 4 до 2 лет), а количество процедур — со 105 до 80. В Смольном встретили проект благодушно и намерены рассмотреть эти предложения в Штабе по снижению административных барьеров.
У экспертов, впрочем, есть сомнения в том, что с административными барьерами удастся справиться таким образом. В первую очередь нужно реформировать систему городской власти, нужно, чтобы муниципалитеты обладали реальной властью и чтобы их работа зависела от количества и качества бизнеса на их территории, считает глава Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. Нужно наладить работу "естественных монополий" и бороться с коррупцией, дополняет президент Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Федоров.
Что касается "исчерпывающих списков", то это неплохая идея, ее можно только поддержать, говорит вице–президент НП "Объединение строителей СПб" Алексей Белоусов. Эта идея была заложена еще в "дорожную карту" по этому вопросу в 2012 году, так что неожиданности здесь нет.
В то же время нет уверенности, что правительство в этот раз перейдет от слов к делу. В Петербурге этого пока не происходит, констатирует Алексей Белоусов: "В нашей "дорожной" карте мы предложили конкретную последовательность действий. В какие именно законы и подзаконные акты нужно внести поправки и какие именно. Но пока ни одного проекта поправок я не видел".
Любое сокращение бумагооборота — это хорошо, признает генеральный директор "Унисто-Петросталь" Арсений Васильев, но это не главное: "Нашу действительность формируют не законы, а практика их применения. Сравните регионы, например, Петербург и Ленобласть: законы или база для их написания — одна и та же, практика — разная. Следовательно, надо заниматься не столько нормативными документами, сколько практикой".