Financial Times: Российская дилемма замедления экономического роста

Автор фото: Global look press

Самая острая из всех проблем, стоящих перед Владимиром Путиным в его третий президентский срок, – это резкое замедление роста российской экономики. На прошлой неделе Минэкономразвития России снизило прогноз по ежегодному экономическому росту до 2030 года с 4,3%, которые планировались всего полгода назад, до 2,5%, и это стало переломным моментом.

Снижение прогноза ежегодного экономического роста с 4,3% до 2,5% ослабляет позиции России среди стран БРИКС с быстроразвивающимися рынками, которые, как предполагалось, вместе смогут увеличить свою долю на мировом рынке, пишет Financial Times.
Кроме того, замедление роста угрожает негласной сделке, на которой основана путинская система: граждане отказываются от некоторых демократических свобод в обмен на то, что государство обеспечивает повышение уровня жизни. Эта модель позволяла обеспечивать государство случайными притоками доходов от нефти и газа, за счет которых правительство увеличивало пенсии и зарплаты.
Запасные мощности теперь почти закончились, а внутренние и внешние инвестиции слишком малы. Российские долгосрочные капиталовложения составляют всего 21% — значительно ниже, чем в Китае (50%) или Индии (35%). Ко всему прочему, в стране высокий уровень задолженности, безработица и низкий стимул для предприятий малого бизнеса брать новые кредиты. Так что теперь первостепенная задача Кремля — увеличить инвестиции, улучшив бизнес-климат через сложные структурные реформы.
В первую очередь, правительству следует укрепить права собственности на всех уровнях. Это означает, что нужно установить независимую судебную власть и соблюдение законности. Многие крупные российские компании показали, что чувствуют себя в безопасности, вкладывая свои деньги в лондонскую недвижимость, а не в российский бизнес — отсюда и многомиллиардные оттоки капитала.
Нужна новая программа приватизации для уменьшения удельного веса государственного сектора экономики и иммиграционная реформа для привлечения высококвалифицированных мигрантов, что в условиях растущих националистических настроений будет особенно трудно сделать.
Также следует провести финансовую реформу, которая перенаправит госзатраты с пенсий на необходимую инфраструктуру. Проблема в том, что российские эксперты уже многие годы давали подобные рекомендации, но теперь, когда деловые люди и министры говорят об этом более открыто, все зависит от самого президента. И у господина Путина, кажется, совсем нет желания предпринимать шаги, которые могут ослабить хватку его приближенных, сосредоточивших в своих руках власть и богатство. Путин стоит перед дилеммой: его могут проклясть, если он этого не сделает, — и проклянут, если сделает.