"Деловой Петербург". Экономика новой эры

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

Сегодня 11% российского рынка мобильного маркетинга занимают приложения. По мнению аналитиков, объем рынка в денежном выражении в ближайшие годы будет быстро расти. Маркетинговый потенциал мобильных приложений практически безграничен.

Мировой рынок мобильных приложений в 2012 г. аналитики J'son&Partners Consulting оценили в $7,83 млрд. К 2016 г. он должен вырасти, по их мнению, до $65,79 млрд.
Не менее стремительный рост демонстрирует и российский рынок: по сравнению с 2011 г. он вырос на 256%, достигнув объема $160 млн. По прогнозам все тех же экспертов J'son&Partners Consulting, к 2016 г. он увеличится до $1,3 млрд, то есть в 8 раз по сравнению с 2012 г.

Тонкая штучка

Доля приложений в структуре мобильного маркетинга в России составляет сегодня около 11%. Как правило, компании используют пока только те возможности, которые, как замечает генеральный директор компании "Оумобайл" Юрий Лобынцев, лежат на поверхности. Например, чтобы помочь потребителю скоротать время, для чего создаются брендированные игры, или срочно получить нужную информацию, где что находится, как проехать, или тут же связаться через электронную почту, "Скайп" и т. д. Есть и более изощренные примеры, однако, по мнению Виталия Подлубного, совладельца компании — разработчика мобильных маркетинговых технологий ClickOut, даже они не раскрывают всего потенциала мобильных приложений.
"Эти возможности не ограничиваются абстрактными социальными отношениями брендов и их потребителей, — говорит эксперт. — Речь идет о совершенно конкретных технологиях продаж, поддержания лояльности, роста приверженности марке, в которых используется потенциал социальных отношений между самими участниками потребительского сообщества, построенного вокруг бренда". В этих технологиях, замечает Виталий Подлубный, реализуется так называемая С2С–компонента (от англ. Consumer to Consumer — потребитель для потребителя). "При такой технологии первичный интерес к продукту усиливается личной заинтересованностью человека в общении, развлечениях, проявлении симпатии и знакомствах с другими людьми", — уточняет он. Особенно наглядно, по его мнению, это можно было бы проиллюстрировать на примере туристических компаний.
"Потребитель готов и желает заплатить за свои позитивные эмоции, — поясняет Подлубный. — Сумей операторы туристического рынка катализировать достижение желаемых эмоций, помочь туристам завязать знакомство или найти компанию прямо на отдыхе, они сделают шаг к реализации их платежеспособного потенциала. От совместной покупки билетов и бронирования отелей, когда речь идет о возможности сэкономить при покупках на несколько человек, до потребления экскурсий и всевозможных развлечений прямо на месте. Ведь в компании человек, как правило, потребляет охотнее, активнее и больше".
Из этой же серии различные акции вроде: "Приди в наш ресторан в компании четырех друзей и получи бутылку шампанского в подарок" или "10% скидки за каждого, кто пришел и покупает вместе с вами", которые могут предлагать, например, рестораны или магазины одежды.
С таким широким подходом в трактовке потенциала мобильных приложений соглашается глава компании Touch Instinct Анатолий Ларин: "Нужно понимать, что нет отдельных возможностей мобильных приложений. Приложения — это новый канал общения с клиентами. Важно создать дополнительную ценность для пользователя от общения с брендом через приложение".

Приложение в помощь

Вообще, мобильные приложения как маркетинговый инструмент пригодятся в хозяйстве любой компании. Если говорить о подходе С2С, то, по словам Виталия Подлубного, лучше всего он работает для В2С– бизнеса. Это рестораны, бары и кафе, торгово–развлекательные комплексы, концертные и фестивальные площадки, самые разнообразные ретейлеры, некоторые направления банковского сектора, ориентированные на частного потребителя, телекоммуникационные услуги и особенно туристическая отрасль, являющаяся индустрией впечатлений.
По словам Юрия Лобынцева, наибольшую пользу из мобильных приложений могут извлечь средний и крупный B2C–бизнес с уже имеющейся информационной инфраструктурой. "Любой бизнес, который может предложить клиентам индивидуальный мобильный сервис, — резюмирует Анатолий Ларин. — Главное, чтобы у пользователя была потребность обращаться к этому сервису хотя бы раз в неделю".

Цена вопроса

Во сколько компании обойдется создание мобильного приложения, эксперты однозначно ответить затруднились. Есть фрилансеры и мобильные студии, поясняет Анатолий Ларин. "Если вы профессионал в мобильных приложениях и у вас куча времени и опыта подбора и контроля дизайнеров и программистов — обращайтесь к фрилансерам, которые работают в нижнем ценовом сегменте, — говорит он. — Стоимость разработки приложения силами студии складывается из часов работающих на нем специалистов. По времени это около 300 часов. Исходя из средней стоимости 1 часа разработчика $30 получается цена $10 тыс. При этом студии имеют нужный опыт, людей и делают за вас нужную работу проджект–менеджмента. И опять же дают гарантии".
Стоимость разработки зависит от специфики создаваемого приложения, добавляет Виталий Подлубный. "Более–менее сложные продукты, хоть в чем–то уникальные, могут стоить от $5 тыс. до $10 тыс. И это только непосредственная стоимость самой разработки, когда интерфейс, ядро, поддержка, развитие и продвижение вынесены за рамки расчета", — говорит Подлубный. При этом, замечает эксперт, уже существуют "конструкторы" мобильных приложений, позволяющие непрофильным компаниям получить результат из стандартных блоков всего за несколько сотен долларов.
В любом случае, считают эксперты, игнорировать такой инструмент, как мобильные приложения, было бы недальновидно. "Мобильные приложения — это одно из направлений эволюции человека и общества, поскольку они в корне меняют существующую парадигму взаимодействия сознания с информацией, связывая человека с сетью здесь и сейчас независимо от его местоположения", — говорит Юрий Лобынцев. "Я бы назвал приближающуюся эпоху Apponomic’ой — экономикой эры мобильных приложений, — добавляет Виталий Подлубный. — Не обращать внимание на этот факт скоро станет просто невыгодно для упускающих свои возможности компаний".