"Выходной Петербург". Художник, который смеется

 Арт-критик Станислав Савицкий побывал на выставке Филиппа Малявина в корпусе Бенуа.

Выставка Филиппа Малявина, открывшаяся в корпусе Бенуа, должна быть особенно интересна тем, кто хочет, чтобы искусство прививало нам любовь к родине. Малявин не рисовал ни поголовного народного счастья, ни гармоничного союза общества и власти, ни благополучия тихой мещанской жизни. Он известен портретами знаменитостей, знати и сильных мира сего. Пикассо считал его карандашные портреты Ленина лучшими изображениями вождя революции. Малявин создал яркие образы коллег по цеху: своего учителя Ильи Репина, гениального куратора Сергея Дягилева и соучеников по Академии художеств Игоря Грабаря, Анны Остроумовой–Лебедевой и Константина Сомова.
Славу художнику принесли портреты крестьян. Он и сам был из деревни из–под Самары. Поехал учиться в Старый Афон, думая, что, раз в деревне все иконы оттуда, там художниками и становятся. Из Афона ему посчастливилось перебраться в Петербург — учиться в Академии художеств.
Успех к художнику пришел довольно быстро. Его выпускная работа "Смех" — хохочущие на лугу бабы — профессоров академии возмутила дикостью. Зато Василий Розанов увидел в ней саму суть Руси–матушки. В одной бабе он узнал нашу бестолковую жизнь, в другой — нервическое декадентство рубежа веков, а в третьей — безжалостную Азию, которая во всех нас как будто сокрыта. Розанов был не единственный, кто дал фору молодому художнику. Дягилев похвалил Малявина за смелость — и похвалил не зря: за границей образ лихой России полюбили сразу. На Парижской всемирной выставке Малявину была присуждена медаль. Вскоре картину купил Венецианский музей современного искусства. С тех пор "Смех" в Россию не привозили, зато сейчас его наконец можно увидеть в корпусе Бенуа.
Современники считали портреты баб в красных сарафанах главной находкой художника. Малявинские бабы вскружили голову Велимиру Хлебникову. Главарь будетлян был уверен, что таким стихийным и виртуозным и должно быть подлинно русское искусство. Надо признаться, что сегодня эти портреты тоже производят самое сильное впечатление. И этом при том, что на выставке представлено более 100 работ (в том числе и эмигрантского периода). И несмотря на то, что малявинские бабы выучены наизусть, так как висят на постоянной экспозиции Русского музея.
Художник вошел в историю искусства как мастер хохотуний и ядреных девок. Эти образы ценят коллеги по цеху, они по душе широкой публике и забавляют иностранцев. Они должны были помочь Малявину состояться в эмиграции, но во Франции его карьера сложилась не блестяще. То ли у запала сермяжной правды истек срок годности, то ли любовь к родине — такое коварное чувство.