La Stampа: "меркелизм" меняет Евросоюз

Автор фото: Global look press

Канцлер Германии Ангела Меркель, похоже, идет ко "всенародному голосованию" – термину, который считается сомнительным в политической культуре Германии. Кроме того, в Германии "общественное мнение", о котором часто высокопарно говорят философы, испытывает давление со стороны политиков и медиа.

Сегодня в Германии говорят о социал-демократическом восстановлении и неуверенности избирателей на предстоящих выборах. Возрождается идея создать "Большую коалицию", но о чем идет речь — о разумном прогнозе или о продуманной политической операции при поддержке средств массовой информации? В любом случае, после выборов на плечи Ангелы Меркель взвалится еще больший груз ответственности. Говорить о "меркелизме" — это больше не просто журналистская привычка, пишет La Stampa.
Этот канцлер, кажется, не поддается ни одному сравнению со своими предшественниками. Она создала нечто большее, чем просто новый стиль правительства. У нее за плечами два мандата: коалиции СПДГ (с 2005 года по 2009 год) и коалиции с либералами (до сих пор). Несмотря на все трудности, оба раза она вышла из ситуаций с честью, но оба раза за счет союзников. Тем временем, в собственной партии у Меркель уже не осталось конкурентов, даже в оппозиции нет противников, которые могли бы создать для нее трудности.
На международном и европейском уровне она укрепила позиции Германии, что поставило в тупик ученых и историков, которые по привычке твердят о "гегемонии", "власти и государстве", "лидерстве" и снова вспоминая "германский вопрос".
Журнал Economist назвал отчет Меркель о Германии в 2013 году "упрямым европейским гегемоном" (Europe’s reluctant hegemon). В действительности, Германия эры Ангелы Меркель старается соревноваться в глобальном масштабе с такими лидерами, как Америка, Россия и Китай, одновременно пытаясь притащить с собой остальных европейцев, которые сопротивляются.
"Меркелизм" тщеславен, потому что не чувствует нужды оправдываться в традиционных идеологических терминах. Правые и левые противники винят его в интеллектуальной нищете, а социолог Юрген Хабермас говорит о "недостатке нормативного ядра". Однако проекту создания федерации, который так и не смог обрести форму, противопоставляется ежедневное утверждение примата "эгоистических" интересов национальных государств. Германия — это только образец "нормального эгоиста".
На "меркелизм" нужно смотреть критически: сравнивать причины и аргументы, которые влияют на граждан. Именно в этом и заключается смысл "общественной сферы", ставшей центром многих идеализированных надежд. Речь идет о коммуникативно-демократическом аспекте политического анализа, которому недостаточно заявлений о популизме, национализме, эгоизме нации или класса.
Ангела Меркель не любит грандиозные политические речи и политические теории. Не так давно вышла книга "Machtworte/Parole del potere" ("Слова власти"), в которой собраны ее публичные выступления. В книге нет ничего, что было бы похоже на политическую философию; в ней не говорится ни о власти, ни о правительстве, только о свободе, истории и западных странах на обычном живом языке. Переломный момент книги — глава, посвященная финансовому кризису, под названием "Мы просим совет у швабской домохозяйки". "Если спросить эту гражданку, то она вспомнила бы очень простой, но правильный жизненный опыт: нельзя долго жить сверх своих экономических возможностей. В этом вся сущность кризиса", — пишет канцлер.
Секрет канцлера Меркель в том, что она говорит не только с домохозяйками, ремесленниками и рабочими, но и с предпринимателями, менеджерами, банкирами, экономистами, которые к ней прислушиваются. Кажется, сейчас ее поддерживает весь руководящий класс Германии, хотя иногда она и подвергается сдержанной критике. Ее упорная защита "немецкой модели", к которой другие европейцы должны привыкнуть и последовать ей, приходится по вкусу правящему классу. Однако этот класс отлично понимает, что своим успехом Германия обязана не только признанным профессиональным качествам канцлера (или добродетельным домохозяйкам), но и механизмам реального и финансового рынка, которые благоприятствовали немецкой экономике и немецким предпринимателям.
Возможно, на дела других менее сильных (или даже менее доблестных) партнеров эти механизмы оказали неблагоприятное давление. Своим успехом Германия также обязана реформам, введенным десятилетие тому назад социал-демократом Герхардом Шредером. В свое время "Большая коалиция" во главе с Меркель с трудом поддерживала этот успех.
Чтобы сегодня заставить несогласных с ней европейских партнеров поверить в правильность политики "экономии и реформ", Ангела Меркель убеждает их, что без Германии Европа не сможет решить ничего. Многим это не нравится, но это характерная черта всего ЕС и канцлера Германии: спорить, обсуждать, убеждать, угрожать и шантажировать.
Меркель виртуозно владеет этим методом даже внутри своей страны. Ее способ принимать решения — осторожный и постепенный. Иногда ее решения неожиданны, но это значит, что они принимались под давлением внешних обстоятельств (как в случае с отказом от производства атомной энергии в Германии после аварии на Фукусиме). Если решение принято, то Меркель будет ему неуклонно следовать. С такой решительностью Ангела Меркель управляла Германией после 1989–1990 годов, Маастрихтского договора и введения евро.
После Маастрихтских соглашений и Лиссабонского договора правительство Меркель столкнулось с двумя проблемами: греческим кризисом и жесткими спорами о судьбе евро. Эти два эпизода до основания потрясли Европейский Союз. Впрочем, канцлер не драматизирует, что, в принципе, в ее стиле. Она продолжает повторять: "Альтернативы не существует", "Европа будет спасена, если будет спасен евро", "то, что хорошо для Германии, хорошо и для Европы". Это простые тезисы, но совсем не невинные.
Стратегия нынешней Германии по отношению к Европе не изменится, хотя будущий канцлер не исключает введение кое-каких новшеств и перемен в соответствии с результатом выборов. Что нового может появиться в Германии? Менее жесткое отношение к еврооблигациям, увеличение возможностей вмешательства Европейского центробанка, изменения на институциональном уровне в ЕС. Хотя, конечно, нельзя исключать тот вариант, что все может остаться по-прежнему.
Настоящий сюрприз на выборах может преподнести партия AfD, "Альтернатива для Германии", цель которой — уничтожить евро и восстановить валютную автономию Германии. Много ли у этой партии сторонников? Исследования показывают, что ей не удалось преодолеть 5%-ный барьер, чтобы попасть в парламент, но разговоры о ней ведутся постоянно. Так что, каким будет будущее Европы, посмотрим.