Чиновники поставят клеймо на производителях из офшорных зон

Автор фото: Евгений Асмолов

Госдума предлагает заставить производителей с регистрацией в офшорных зонах указывать этот факт в своей рекламе. Чиновники считают, что этим "отделят агнцев от козлищ", а эксперты уверены, что эта мера приведет только к росту коррупции и бюрократии.

Чиновники предлагают заставить компании с иностранной регистрацией указывать в своей рекламе этот факт. Этот законопроект уже внесен в Госдуму, и автор его, зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Дмитрий Савельев и член фракции ЛДПР, искренне уверен, что делает благое дело — они считают, что такой подход позволит потребителю проявить свой патриотизм и выбрать продукт компании, являющейся российским резидентом.
В сопроводительной записке к документу отмечается, что сейчас вопрос использования российскими гражданами и производителями очень актуален, а Россия по оценке иностранных экспертов в мире лидирует по количеству компаний, зарегистрированных в офшорах. Иронично, что чиновники, проявившие такой негатив к компаниям с иностранной регистрацией, опираются на данные иностранных экспертов, хотя могли бы ссылаться на отечественных.
"Принятие данного законопроекта позволит сделать деятельность организаций, использующих офшорные зоны, прозрачной для потребителя, который, обладая данной информацией, сможет решить, стоит ли приобретать товары или пользоваться услугами подобных компаний, целью которых является не деятельность на благо России, а личное обогащение и вывоз капитала за рубеж", — говорится в записке.
Такая формулировка заставляет усомниться в правовой грамотности Дмитрия Савельева, ведь, как напоминают эксперты, "личное обогащение" входит в прямые обязанности предпринимательства. Согласно статье 2 Гражданского кодекса, "предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".
Забота о родине в качестве обязательного пункта деятельности бизнесмена в ГК не указана, но Роман Терехин, председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России, отмечает, что построить успешный бизнес — это тоже работа "на благо России", так как эффективное производство, как минимум, создает множество рабочих мест и увеличивает налоговые поступления.
"Эффект таких пометок в рекламе может работать только на ту целевую аудиторию, которая отличается патриотизмом. Для бизнеса же это серьезная бюрократическая волокита. Например, нужно будет собирать кучу бумаг для того, чтобы убедить чиновников в том, что у вас нет иностранных акционеров. С глобализацией экономики очень сложно утверждать, иностранная компания или российская. Офшорные ли у нее владельцы или нет, а если глава компании с двойным гражданством? Очень много вопросов", — сетует специалист.
В то же время эксперты уверены, что покупателей подобные пометки об иностранной регистрации компании от товара не отвратят. Эффективность этой меры сравнивают с пометками о вреде курения, которые сейчас печатаются на всех сигаретных пачках.
"На продажах это никак не скажется, потребители на это будут обращать внимание крайне редко. Равно как надписи, пугающие последствиями курения, не пугают курильщика, также и информация об офшорных компаниях, которая вообще никак не связана с местом производства и качеством товара, не повлечет за собой последствий. Однако, как всегда, очередной запрет будет для отдельных чиновников увеличивать коррупционную составляющую. Вместо борьбы за налоги компаний мы получим очередную коррупционную схему", — уверен Александр Еременко, управляющий директор брендингового агентства Brandlab.