Региональные бюджеты нуждаются как минимум в двух дополнительных триллионах из федерального бюджета. Без этих денег им придется отказаться от выполнения майских указов президента или перенести их реализацию на несколько лет.
Для выполнения в срок майских указов президента регионам понадобится еще как минимум 2 трлн рублей из федерального бюджета. Эксперты S&P, пришедшие к такому выводу в своем исследовании, также отметили, что доходная часть региональных бюджетов сокращается, а расходная, напротив, должна расти, что приводит к дисбалансу всей региональной финансовой системы.
За первое полугодие 2013 года поступления в бюджеты от налога на прибыль по сравнению с аналогичным периодом в 2012 году сократились на 26%, а ведь они формируют четверть доходов региональной казны. Финансовая помощь из федерального бюджета, которая составляет еще 20% доходов, за это время уменьшилась на 16%. Относительно неплохо себя показали поступления от налога на доходы физических лиц, которые выросли на 11%.
Параллельно с падением доходов расходы выросли на 3%, но этот незначительный рост специалисты объясняют сокращением капитальных вложений. При этом правительство в 2011-2012 годах пошло на увеличение зарплат работников бюджетного сектора, что дополнительно увеличило нагрузку на регионы и увеличило долю политически чувствительных социальных расходов. На оплату труда теперь уходит в среднем 50% всех расходов региона.
Эксперты S&P видят три возможных выхода из этой непростой ситуации. Первый из них — по-прежнему требовать от регионов наращивания расходов в целях выполнения указов президента вне зависимости от динамики доходов. Однако такая политика приведет лишь к увеличению бюджетного дисбаланса. Во-вторых, власти могут выделить дополнительно около 3% ВВП или 2 трлн рублей в качестве помощи региональным бюджетам. Учитывая, что помощь регионам уже и так запланирована на уровне 4,5% ВВП, такое увеличение будет весьма существенным.
"В рамках третьего возможного сценария федеральный центр может пересмотреть целевые показатели президентских указов и, например, снизить темпы и (или) перенести сроки реализации некоторых из них. По нашей информации, такие меры уже принимаются: в частности, срок выполнения указа о расселении граждан из ветхого и аварийного жилого фонда перенесен с 2015 года на 2017 год. Теоретически подобные меры могут быть приняты и в отношении других указов, в том числе повышения заработной платы бюджетников, что ослабит давление на регионы. Тем не менее этот сценарий сопряжен с существенными политическими издержками", — отмечают эксперты Standard&Poor's.
В то же время отечественные аналитики напоминают, что правительство и само уже заметило недостачу, только вот не хватало ему одного триллиона, а не двух. Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, отмечает, что пока правительство рассчитывает эти деньги наскрести по сусекам за счет пенсионных реформ и отмены материнского капитала, а искать их следует совсем не там.
"Либеральный блок правительства Медведева в целом против указов президента. Как ни парадоксально — потому, что они нацелены на развитие России. Они были поствыборными, а не предвыборными, что показывает, что человек хотя бы попытался задуматься. И остальное правительство устроило ему в ответ обструкцию. Правительство сейчас пытается добыть эти деньги за счет материнского капитала или пенсий, а ведь коррупция, по словам того же Медведева, составляет как раз этот триллион, вот где его нужно искать", — считает эксперт.
Впрочем, Михаил Делягин отмечает, что бюджеты регионов находились и до майских указов в плохом состоянии. По его мнению, отчасти это связано с тем, что советское наследие уже разворовано или уничтожено, отчасти с тем, что последние решения властей нацелены скорее не на развитие регионов, а на его подавление. Косвенно его мнение подтверждает недавний отчет правительства Санкт-Петербурга об освоении бюджета и его балансе.
20 августа глава комитета финансов города Эдуард Батанов отметил, что дефицит бюджета города в следующем году будет не на уровне прогнозных 25 млрд рублей, а в несколько раз больше. Однако ни один из петербургских чиновников тогда не упомянул о чрезмерной тяжести майских указов, зато основным предметом жалоб стало снижение поступлений от налога на прибыль. "Команда Полтавченко сейчас вынуждена разбираться с той разрухой, которая осталась от Матвиенко. В первую очередь — это разгромленная мелкорозничная торговля", — напомнил тогда председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков.