Законопроект о потребительском кредитовании вызвал волну негодования у банкиров и коллекторов. По новым правилам заемщик сможет потребовать оградить его от личных контактов с коллектором и общаться только через почту и смс.
Жаркие споры разгорелись вокруг той части законопроекта о потребительском кредитовании, которая касается роли коллекторов. В документе собираются дополнительно указать правила взыскания просроченной задолженности. Здравость этих поправок с негодованием подвергают сомнению банкиры и коллекторы, которых изменения коснутся напрямую.
Согласно этим правилам, заемщик-неплательщик сможет потребовать оградить его от личных встреч и разговоров с коллекторами, в том числе и по телефону. В арсенале взыскателя останутся только почта и смс, которыми он сможет воспользоваться не больше двух раз в сутки и только в дневное время. Коллекторам, нарушившим правило, придется выплатить штраф или даже приостановить деятельность на срок до 90 дней. Защитой заемщиков, по мнению МЭР, должен заниматься ЦБ.
Пока правила находятся на стадии обсуждения, и Минфин еще занят их доработкой — не без помощи Минэкономразвития, которое и предложило эти пункты в качестве дополнений. И коллекторы уже заявили, что такие правила по меньшей мере неразумны, так как уменьшают стимул заемщика к выплате просроченной задолженности.
"Сама суть этого закона существенно ограничивает возможность досудебного урегулирования конфликтов с должниками. Возникнет вал неплатежей по кредитам. Если где-то недобор, то где-то возникает дефицит. Так что банк в какой-то момент не сможет выплатить, к примеру, по вкладу вполне добропорядочного человека. Так что позиция "если не платит, то и пусть не платит" – не совсем верная", — заявил Виктор Воденко, директор по развитию банковского сектора коллекторского агентства "М.Б.А.Финансы"
Но, по его словам, "если кто-то хулиганит и звонит с угрозами, то это, конечно, тоже не дело" – для купирования подобных случаев нужна организация саморегулирования, чтобы коллекторы своими силами справлялись с недобросовестными участниками рынка.
Банки в этот раз тоже поддерживают коллекторов. Заместитель председателя правления АКБ "Ланта-банк" Дмитрий Шевченко отметил, что предложение Минэкономразвития направлено на защиту граждан, которые зачастую становятся заложниками своих долговых ситуаций и имеют в связи с этим неприятные разговоры с кредиторами или их представителями. И, видимо, неприятность этих разговоров для граждан побудила Минэкономразвития выступить с такой инициативой. Но в таком случае у коллектора практически не остается инструментов воздействия.
"Надо учитывать, что основной метод работы коллекторов это убеждение, а основной их актив это колл-центр и аргументы. Подавляющая часть долгов возвращается должниками именно на этой досудебной стадии — стадии переговоров. Если кредиторов и коллекторов лишить этой возможности, что по сути предлагает сделать Минэкономразвития, у должника не будет стимула обслуживать свой долг. В такой ситуации останется уповать на то, что с должниками будут разговаривать не коллекторы, а суд и судебные приставы-исполнители, что повлечет существенную нагрузку на эти органы, увеличение расходов, связанных со взысканием средств и, как следствие, увеличение стоимости кредитования", — пояснил он.