"Деловой Петербург". Где густо, где пусто

Автор фото: Свистунова Валентина
Российская Федерация. Санкт-Петербург. Электронные учебники в школе. Ученики математического класса занимаются с электронными книгами.

Историк Лев Лурье рассуждает о том, можно ли по общему результату ЕГЭ оценивать работу школы, и в каких из них можно получить бесплатное образование, не хуже, чем в лучших средних учебных заведениях Европы.

Опубликованы результаты Единого государственного экзамена за позапрошлый учебный год. Лучше бы за прошлый, но так уж неторопливо у нас работают.
У ЕГЭ как способа измерения успехов школы есть немало недостатков. С одной стороны. С другой — если лучшие, по общему мнению, учебные заведения раз за разом берут призовые места — это значит, что инструмент измерения работает.
Все школьники без исключения сдают только русский язык и математику. Остальные предметы только желающие. Поэтому, если в школе найдется хоть один вундеркинд, получающий высокие балы по всем номинациям, это учебное заведение получает добавочные очки. Тем не менее лучшими в "общем зачете" оказались выпускники гимназии № 610, 239–го и 30–го лицеев, Академической гимназии и физико–технической школы. Ожидаемый результат!
Лучшей по русскому стала 610–я гимназия, на втором месте — 74–я (Выборгский район), на третьем — 631–я (Приморский район). По математике, физике и информатике лучшие результаты у физико–технической школы при Академическом университете. По информатике на втором месте 366–я гимназия, на третьем — 610–я. Физику в этих школах сдавали более 30 выпускников, информатику — 10. По английскому языку впереди опять же 610–я гимназия, далее 61–я и 631–я, по немецкому — 74–я, 111–я и 278–я. По истории — 631–я, 64–я и 610–я.
По районам города лучшие 70 средних учебных заведений распределились так: Центральный — 11 школ, Калининский — 10, Выборгский — восемь, Московский — шесть, Приморский, Красногвардейский и Кировский — по пять, Петроградский и Фрунзенский — по четыре, Василеостровский — по три, Адмиралтейский и Невский — по две, в Колпинском, Курортном, Петродворцовом. Пушкинском — по одному. В Красносельском — ни одного.
Общие выводы из всей этой статистики такие: в Петербурге существует пара десятков школ, где можно получить бесплатное хорошее образование, не хуже, чем в лучших средних учебных заведениях Европы. Это прежде всего так называемые сложные школы — физико–математические лицеи и классическая гимназия. Подавляющее большинство их выпускников поступают в лучшие университеты страны без всяких репетиторов.
На этом фоне очевидна нарастающая слабость гуманитарных, прежде всего языковых, школ (исключения — 74–я гимназия (немецкая) Выборгского района и 631–я (английская) Приморского района). Успехи в изучении иностранных языков теперь у математиков не хуже, чем у гуманитариев, а об остальных предметах не приходится и говорить.Но больше всего тревожит нарастающая пропасть между относительно неплохими школами и основной массой средних учебных заведений. А также отличия топографические: на севере и в центре города получить приличное образование проще, чем на юге и в городах–спутниках.