Обсуждение проекта застройки участка на углу Каменноостровского проспекта и набережной Карповки заставило архитекторов заговорить о сносе исторического памятника. Перспектива проспекта, по их мнению, важнее сомнительного дома.
На суд Градостроительного совета был вынесен подготовленный "Студией 44" проект комплексной застройки с реконструкцией участка на набережной Карповки, 27, выходящем одной стороной и углом на Каменноостровский.
Участок принадлежит шведской компании NCC, для нее это первый опыт работы в историческом центре Петербурга. Проект предполагает строительство 16 тыс. м2 жилья А-класса. Реализация займет, по словам координатора проекта Юрия Крушанского, 2–3 года, объем вложений — примерно 3 млрд рублей.
Сам по себе проект, по словам руководителя "Студии 44" Никиты Явейна, оказался весьма непрост: на территории расположено несколько памятников архитектуры, которые нужно было встроить в новый жилой комплекс. В целом это удалось сделать, нашлось место даже для дымовой трубы фабрики Мельцера (корпус которой работы архитектора Шауба тоже сохраняет фасад). Сам по себе проект представляет собой достаточно современные дома с большими асимметричными окнами, сверху накрытые крышкой двухэтажной мансарды.
Камнем преткновения стал "дом Корлякова", стоящий на самом углу, на пересечении проспекта и набережной. Это небольшое двухэтажное здание — самая видимая деталь, задающая по сути все восприятие панорамы главной магистрали Петроградской стороны. Дом — постройки 40-х годов XIX века, авторство вызывает споры, по одной из версий, это Доменико Адамини, по другой, лишь его проект, реализованный позже. В общем, "памятник архитектуры неизвестного архитектора".
На фото: Проект застройки территории бывшей мебельной фабрики Мельцера
Явейн
и его соратники придумали четыре разных варианта, как быть с этим зданием. Был вариант с нависанием нового дома прямо над его крышей, вариант без угла, со стеной дома за ним, и два варианта обступания "дома Корлякова" углом. Как пояснил автор, Каменноостровский проспект всегда был местом для экспериментов.
Члены
Градсовета
пришли от таких решений в полное недоумение. То есть они понимали, что историческое здание в данном случае — это "священная корова", и отдавали Никите Явейну должное в том, как изощренно он предлагал решить головоломку. Но все-таки практически все архитекторы пришли к мнению, что в этой ситуации дом только мешает построить нормальный красивый комплекс, который бы хорошо смотрелся на одном из главных углов Каменноостровского. До революции этот домик бы снесли, и возвели высокое здание со шпилем, которое бы прекрасно гармонировало и с проспектом, и с окружающей застройкой, говорили они, Каменноостровский проспект важнее домика, а тем, что предложил Явейн, будут довольны только прокуратура и КГИОП.
В общем, плоский домик на фоне перспектив высоких домов действительно теряется. В определенный момент некоторые архитекторы принялись прямо вскакивать с мест и громко требовать сноса, а некоторые, как Михаил Мамошин, предлагали встроить его фасад в стены новой застройки. За снос осторожно высказался и новый председатель КГА Олег Рыбин. Но его заместитель, председатель Градсовета Юрий Митюрев, признав, что "не помнит более сложной ситуации", все же напомнил, что закон есть закон, и по закону "дом Корлякова" сносить нельзя.
Поволновавшись еще немного, члены Градсовета в итоге все же проголосовали за то, чтобы одобрить проект, но с замечаниями. Эта оговорка заставила предположить, что возможность сноса еще может быть поднята в дальнейшем, но пока об этом никто не говорит — Юрий Крушанский заявил, что радикальная позиция архитекторов и для него стала полным сюрпризом, но заверил, что компания будет строго соблюдать все законы. Никита Явейн сказал, что о сносе речи не идет.