На рассмотрение Госдумы поступил законопроект, который запрещает производство и продажу пива в пластиковых бутылках объемом не более 1 литра.
Эти изменения содержат поправки в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции. Планируется, что документ вступит в силу с 1 января 2014 года. Авторы проекта, депутаты из Вологодской области уверены, что этот запрет будет способствовать снижению потребления пива и росту алкоголизма.
"Дешевизна пива и пивных напитков, содержащихся в полимерной потребительской таре большой емкости, по сравнению с аналогичной продукцией в стеклянной или алюминиевой таре повышает его доступность для населения с невысоким уровнем доходов и молодежи», - сказано в пояснительной записке к проекту. Депутаты ссылаются на статистику: среднедушевое потребление пива и пивных напитков в Северо-Западном Федеральном округе (96 литров в год) выше, чем в среднем по России - 84 литра.
Главный врач клиники "Ультрамед" (специализируется на лечении алкоголизма) Петр Дундур считает, что любые инициативы, направленные на ограничение продажи пива, полезны. "Поскольку пиво в больших бутылках стоит дешевле, многие покупают именно их. Если выбор будет органичен, человек купить 1 литр пива, выпьет и ему хватит" - считает врач –нарколог. Впрочем, по его словам, такие меры не эффективны для тех, кто уже болен алкоголизмом. "Скорее это будет способствовать тому, чтобы молодежь не спивалась" - говорит Петр Дундур.
"Ни одно исследование не подтвердило, что большой объем потребительской тары влияет на уровень алкоголизации населения; в мировой практике отсутстуют примеры, когда подобный запрет способствовал бы снижению уровня злоупотребления алкоголем. Напротив, введение таких ограничений, как правило, ведет к изменению структуры потребления алкоголя в пользу дешевых крепких алкогольных напитков, суррогатов, а также "заменителей" - спиртосодержащих лекарственных и косметических средств, которые оказываются более доступными для потребителя, чем пиво в стеклянной бутылке или алюминиевой банке. Более того, доля рынка нелегального крепкого алкоголя, которая сегодня по различным оценкам составляет порядка 50%, будет расти" - так в компании Heineken прокомментировали законопроект. В пивоваренной компании прогнозируют, что введение ограничения на объем ПЭТ-упаковки повлечет за собой резкое сокращение, вплоть до полного исчезновения, средне-ценового сегмента продукции пивного рынка и увеличение себестоимости продукта.
В пивоваренной компании "Балтика" инициативу назвали абсолютно нелогичной и не имеющей убедительной аргументации. В компании уверяют - нет оснований утверждать, что алкогольная зависимость начинается с пива, и ссылаются на результаты исследований, проведенных специалистами Московского научно-исследовательского института психиатрии Минздрава России. У 76% пациентов наркологических клиник доминирует водка, только у 8% - пиво. Условно "водочный" алкоголизм существенно преобладал и в молодом возрасте: до 25 лет — в 7 раз, до 30 лет — в 8 раз, до 35 лет — в 11 раз. А в основном у алкоголиков преобладает смешанный тип потребления алкоголя, в котором доминируют крепкие напитки.
Любопытно, что депутаты тоже ссылаются на статистику Минздрава, но приводят совсем другие данные - доля людей, которые регулярно потребляют пиво в России, составляет 76%. В структуре продаж алкогольной продукции на пиво приходится 80%, за последние 15 лет его производство в России выросло в 3 раза. По данным Союза российских пивоваров, объемы производства пива в России в прошлом году составили 974 млн дал, что на 2,1% меньше показателя предыдущего года. Продажи пива в рознице по итогам 2012 года составили 1055,7 млн дал.По данным АС Nielsen, доля ПЭТ-тары в общем объеме тары всех производителей пива в России составляет 48%.
Стоит отметить, что это не первая законодательная инициатива, которая ограничивает объем бутылок. В мае депутат депутаты Михаил Тарасенко и Раиса Кармазина подготовили проект, который запрещает продажу любой алкогольной продукции в полимерной таре объемом более 0,5 литра. Авторы проекта также ссылались на то, что значительную долю пива разливают в пластиковые бутылки объемом 1, 1,5, 2 и более литров. Дешевизна такой тары способствует доступности алкоголя для населения, а большой объём бутылок ведет к росту потребления.
Эксперты Российского союза промышленников и предпринимателей подсчитали – если закон в вступит в силу, пиво подорожает на 20%.