"Деловой Петербург": В расчете на госзаказ Александр Кашин скупает оборонные заводы

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

В активе главы "ЭГО-Холдинга" Александра Кашина уже пять оборонных заводов, но бизнесмен присматривается еще к четырем-пяти производствам. Не исключено, что таким образом он стремится отхватить кусок растущего гособоронзаказа.

Как рассказал председатель совета директоров "ЭГО–Холдинга" Александр Кашин, воронежский завод ОАО "НВП "Протек" был приобретен в январе, а петербургское ЗАО "Завод "Знамя труда" — в апреле этого года.
Связь заводов с крупным бизнесом установить не удалось, по данным СПАРК, они принадлежат частным лицам. Выручка "Протека" по итогам 2011 года составила 814 млн рублей, "Знамя труда" закончил 2009 год с выручкой 182,5 млн рублей. Более свежих данных в открытых источниках нет.
Оба завода специализируются на продукции для военно–промышленного комплекса. "Протек" разрабатывает и производит навигационную аппаратуру для наземной связи и средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). На заводе "Знамя труда", который сейчас выпускает трубопроводную арматуру для атомных станций, "ЭГО–Холдинг" собирается наладить механическую обработку корпусов аппаратуры средств связи (передатчиков, антенн и пр.).
Таким образом, сегодня оборонные активы "ЭГО–Холдинга" представлены пятью предприятиями, выпускающими продукцию для связи. Помимо названных это купленные в конце 1990–х и начале 2000–х ОАО "НПО "Завод "Волна", ЗАО "ПКБ "РИО" и ОАО "НТИ "Радиосвязь".

На море и на суше

Покупка "Протека" и "Знамени труда" обошлась в целом в 1 млрд рублей. Оба предприятия в последние годы прошли полную модернизацию, в ближайшее время новый владелец не планирует вкладываться в наращивание мощностей.
С момента покупки объем заказов на "Протеке" удвоился — до 300 млн рублей. В 2014 году "ЭГО–Холдинг" рассчитывает довести эту сумму до 500 млн рублей. Реализацией этих планов займется новый генеральный директор Владимир Шуваев, до этого работавший первым заместителем генерального директора ОАО "Концерн "Созвездие".Эта практика уже опробована "ЭГО–Холдингом": в прошлом году новая команда менеджеров НПО "Волна", перешедшая к Александру Кашину с Кировского завода, обеспечила предприятию четырехкратный рост гособоронзаказа.
Размер портфеля заказов "Знамени труда" — 1,5 млрд рублей, в 2014 году его планируется увеличить на 20–30%. "Благодаря этим приобретениям мы получили всю линейку средств связи и РЭБ в коротковолновом диапазоне. Для полного счастья нам не хватает космической связи и комплексов связи для подводных лодок, но мы работаем в этом направлении", — пояснил Александр Кашин. Для восполнения этого пробела "ЭГО–Холдинг" присматривает еще четыре–пять предприятий в разных регионах РФ, в том числе и в Петербурге.
Кроме того, во Всеволожске компания строит вторую площадку "Знамени труда" мощностью вдвое больше, чем у существующего предприятия. В перспективе "Знамя труда" переедет туда с Магнитогорской ул. В планах также реконструкция завода "Волна".

Контроль сверху

Консолидация предприятий оборонной отрасли в последние годы идет преимущественно сверху. Государство скупает крупнейшие предприятия, чтобы контролировать выполнение оборонного заказа и соответствующие денежные потоки и не попадать в зависимость от частных компаний. Так, созданная в 2006 году со 100%–ным госкапиталом Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) собрала под свое крыло несколько десятков ведущих предприятий отрасли. Одни компании, такие как самолетостроительная корпорация "МиГ", холдинг "Сухой", полностью вошли в ОАК, другие были приобретены частично. По такой же схеме построена Объединенная судостроительная корпорация, которая на сегодня обеспечивает выполнение 80% всех судостроительных заказов в России.

Куски пирога

Частный бизнес тоже стремится отхватить кусок растущего гособоронзаказа (ГОЗ), скупая небольшие компании (субподрядчиков и производителей компонентов). Программа ГОЗ на 2013 год составила 1,3 трлн рублей — в 1,5 раза больше, чем в 2012–м. В целом до 2020 года расходы на ГОЗ составят 20 трлн рублей. Так что сейчас, когда инвесторам не вполне понятно, куда движется экономика в целом, оборонка представляется им если не золотым Эльдорадо, то тихой гаванью, где можно относительно безопасно заработать.
Например, ставку на ГОЗ сделал Кировский завод. Его "дочка" "Универсалмаш" в прошлом году стала соисполнителем заказа по оснащению российских средств ПВО зенитными ракетными системами на 4 млрд рублей.
Правда, в стремлении контролировать растущие расходы государство может прибрать к рукам наиболее перспективные активы. И тогда тщательно выстраиваемые частниками специализированные оборонные холдинги окажутся в незавидном положении. Скажем, заказ на системы связи и навигации со стороны судостроителей может вырасти настолько, что верфям выгоднее будет приобрести предприятия, которые занимаются связью. Рассчитывать на светлое будущее частные компании могут, только имея за плечами связи в Минобороны. А учитывая события последних лет, произошедшие в этом ведомстве, такие связи надежными не назовешь.
После прихода на пост главы Минобороны Сергея Шойгу в 2012 году сменились обладатели почти всех ключевых постов в министерстве. Однако свои позиции сохранил вице–премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве РФ ВПК, и в частности ГОЗ. Именно на период его кураторства пришелся особенно активный рост заказов на оборонных предприятиях "ЭГО–Холдинга". Так, в прошлом году оборонный портфель "Волны" достиг 10 млрд рублей за счет получения контракта на производство восьми мобильных комплексов РЭБ для Минобороны. В результате "Волна", закончившая 2011 год с убытком 185 млн рублей, в прошлом году получила прибыль 249,9 млн рублей.
Впрочем, Александр Кашин отрицает свою связь как с Дмитрием Рогозиным, так и с командой экс–министра обороны Анатолия Сердюкова.
Государство консолидирует крупнейшие активы в оборонной промышленности. Примерами могут служить Объединенная судостроительная и Объединенная авиационная корпорации и другие крупные структуры, поглотившие ведущих участников рынка, работающих на оборонку. Государство явно предпочитает непосредственно контролировать средства, выделяемые на ОПК, ведь они с каждым годом растут. Однако когда речь идет о более мелких компаниях, то они не так интересны государству, и риск их поглощения значительно меньше.
Денис Демин
начальник аналитического отдела банка "БФА"
Инвестиции в связь сегодня более чем перспективны, это один из главных технологических трендов. Практически в любом заказе Минобороны есть эта составляющая. Но у многих нынешних собственников предприятий связи недостаточно средств для их развития. То же касается и других перспективных направлений — атомной энергетики, самолетостроения в части приборо– и агрегатостроения. Наращивая активы в этих областях, вы получаете доступ к гособоронзаказу на годы вперед.
Сергей Бодрунов
первый вице–президент Союза промышленников и предпринимателей Петербурга