"Деловой Петербург". Игорь Марич: Биржа пользуется интересом к Китаю

Московская биржа рассчитывает на резкое увеличение оборотов по китайскому юаню, после того как с 15 апреля она увеличила время торгов этой валютой и разнообразила список доступных сделок. Управляющий директор по денежному рынку Московской биржи Игорь Марич рассказал, кто и зачем покупает юань.

Что собой представляет валютный рынок Московской биржи и почему биржа решила расширить торги юанем?
— Наш валютный рынок — это самый старый сегмент биржи. Московская межбанковская валютная биржа (прежнее название Московской биржи. — Ред.) в 1992 году начиналась с торговли валютой. С другой стороны, это на сегодня один из самых динамично развивающихся сегментов. В прошлом году мы предоставили доступ к торгам для клиентов банков — участников валютной секции, а с начала 2013 года брокеры могут становиться полноценными участниками биржевого валютного рынка и подключаться к торгам валютой на бирже напрямую, без участия банков. Уже более 20 брокеров допущены к торгам.
Расширилось время торгов, добавились новые инструменты, в частности сделки своп со сроками длиннее, чем овернайт. В результате мы увидели достаточно драматичный рост ликвидности, объемы торгов увеличились более чем на 30% в сравнении с 2011 годом, что для такого зрелого рынка очень много.
Среднедневные объемы торгов валютами у нас в районе $15 млрд, а в прошлом году рекорд был $23 млрд в день, в этом году также было около $23 млрд.
Формально у нас обращаются семь валютных пар. Основной объем приходится на три пары с большим доминированием пары доллар–рубль — от 80 до 85% оборотов, 14–15% приходится на евро–рубль и 1–2% — на евро–доллар. Остальной оборот (менее 1%) дают другие пары, включая юань–рубль.
По трем ведущим парам торги происходят именно в том формате, в котором они и должны происходить, если мы хотим видеть большую ликвидность. Это значит, что есть различные инструменты, например с расчетами today, tomorrow, а также сделки своп, что очень важно для управления ликвидностью. И это все с частичным преддепонированием — не нужно заранее резервировать всю сумму сделки при купле–продаже одной валюты против другой, а надо всего лишь внести некоторое обеспечение (в рублях, долларах или евро) в зависимости от волатильности курса валют, порядка 5%, по основным парам.
По юаню до 15 апреля была ситуация другая, торговался только инструмент today и только со 100%–ным резервированием. Почему так? Мы по всем валютным парам не сразу пришли к той конфигурации, долго все торги были со 100%–ным резервированием. Уже в начале 2000–х годов перешли на частичное обеспечение, потом появился полноценный центральный контрагент, в результате получили рост ликвидности.
Торги по юаню были запущены в конце 2010 года. Это был результат долгих совместных усилий — сначала на уровне межправительственном, в рамках различных комиссий, потом с участием Народного банка Китая и Банка России. Китай последовательно проводит политику либерализации своей валюты и превращения ее в региональную резервную валюту, поощряет использование юаня в международных расчетах. В России предпринимаются аналогичные усилия в отношении рубля. Было естественно для двух наших стран организовать биржевые торги своими валютами.
Китай для нас — самый крупный партнер, мы, правда, для них пока не столь важны, замыкаем первую десятку, но все равно являемся стратегическим партнером. Внешнеторговый оборот у нас неуклонно растет, уже порядка $100 млрд, и есть большое желание развивать свои национальные валюты, их использование в финансовых операциях и для расчетов.
Примерно одновременно с началом торгов юанем на Московской бирже в 2010 году в Шанхае были запущены торги парой рубль–юань. Мы развиваем инструменты юань–рубль при поддержке наших китайских партнеров. Расчеты по юаню происходят в двух крупнейших китайских банках — Торгово–промышленном банке Китая и Банке Китая (Элос), в их московских дочерних банках. Они же и еще три российских банка выступают маркетмейкерами, создавая начальную ликвидность.
Мы в конце 2010 года запустили торги в максимально безрисковом режиме с полным обеспечением и расчетами "сегодня", но даже в этом, не самом удобном для участников, режиме мы видим большой интерес к юаню. Объемы торгов юанем выросли в 3 раза с конца 2010 по начало 2013 года (с 4 млн до 12 млн юаней в день). Понятно, по сравнению с $23 млрд это мало, но мы ожидаем роста после 15 апреля.
В среднесрочной перспективе обороты по паре юань–рубль могут достичь масштаба евро–доллара, то есть 1–2% в объеме биржевого валютного рынка, который составляет 500–600 млрд рублей в день.
Для кого предназначен этот инструмент: для спекулянтов или для предпринимателей, заключающих сделки с китайскими компаниями?
— В нынешнем формате, с полным предварительным депонированием, для спекулянтов, для использования в финансовых операциях он большого интереса не представляет. Мы ожидаем, что после 15 апреля это будет интересно не только тем клиентам, которым юани нужны для расчетов. Для них будет просто удобнее заключать сделки на бирже, когда не надо пытаться уложиться в один час, ведь с инструментом tomorrow валютный рынок работает с 10:00 до 23:50. Но рынок юаня станет интереснее и для участников, которые зарабатывают на финансовых операциях — спекулянтов, арбитражеров.
Купив юань на бирже, как я могу его использовать?
— Можно получить юань на банковский счет либо в России, либо в Китае. В России, как я говорил, используются счета в российских "дочках" Банка Китая и ТПБК, в материковом Китае расчеты идут через спецсчета в Шанхайском филиале Банка Китая. Так как все еще существуют законодательные ограничения в использовании юаней, то, чтобы перевести юань со спецсчета своему контрагенту в Китае для оплаты товаров или услуг, надо иметь торговый или сервисный контракт. Для инвестиций в Китае иностранцам также надо иметь специальное разрешение, но ситуация постепенно меняется в сторону смягчения барьеров.
Купленные на бирже юани можно свободно перемещать вне Китая, например в Гонконг, являющийся офшорным юаневым центром. Существует все больше инструментов для инвестирования юаней вне Китая.
До сих пор предприниматели покупают китайскую валюту в основном у банков. Почему вы ожидаете, что часть из них предпочтут делать это на бирже?
— Использование юаня в расчетах растет, причем в разы, если сравнивать показатели от года к году. Создаются дополнительные стимулы со стороны китайских властей, чтобы их компании устанавливали цены не в долларах, а в юанях. Пока цены в основном в долларах, но наличие ликвидного рынка юань–рубль и наличие рыночных цен, узких спредов — все это снижает издержки для участников внешнеторговой деятельности, создает стимул, чтобы они номинировали свои контракты в юанях. Естественно, в конечном счете китайским компаниям нужны юани, и, если они могут сэкономить на дальнейшей конверсии, это стимул использовать цены в юанях.
С другой стороны, для их контрагентов с российской стороны также появляется дополнительная возможность активно использовать юань или рубль для расчетов по контрактам, так как это дает возможность снизить цену контракта. Если на конверсию из рубля в доллар и затем в юань закладывается 4–5%, то использование национальных валют дает возможность на столько же снизить цену контракта. Некоторые участники внешней торговли с Китаем упоминали и 8%.
Биржа должна предложить ликвидный рынок, чтобы клиент мог купить и продать валюту в достаточном объеме по рыночной цене. Грубо говоря, ты должен знать, что не убьешь рынок своим объемом, с которым ты придешь. Для этого мы создаем условия торговли с низкими издержками для участников, привлекаем маркетмейкеров, что создает определенную гарантию участнику торгов, что он всегда найдет нормальную цену. Из российских банков маркетмейкеры — ВТБ, Мой Банк и банк "Восточный экспресс". Биржевая комиссия на фоне экономии на других издержках не так важна, к тому же комиссию мы сейчас снижаем. Была 50 юаней с миллиона сделки — будет 15 юаней для сделок купли–продажи и 5 юаней по сделкам своп. Таким образом, с точки зрения комиссии мы тоже перевели юань в разряд основных валют.
Будут ли в перспективе запущены торги фьючерсами на пару юань–рубль, чтобы расширить возможности для спекуляций и хеджирования рисков?
— На срочном рынке Московская биржа планируют запускать фьючерсы на юани. Это не только для спекулянтов важно, для тех же банков появляется больше возможностей предлагать клиентам юаневые продукты. Депозиты, например. Сами по себе юани банку не нужны, возникает необходимость их конвертировать в рубли, при этом нужны инструменты для управления риском, и это должны быть либо длинные форварды, либо фьючерсы. Клиенту может быть интересен юаневый депозит, потому что по нему может быть достаточно приличная процентная ставка, выше, чем по доллару. Наши коллеги из банков отмечали, что банк в состоянии предложить ставку по юаневому депозиту порядка 6% годовых, при этом для банка это все равно будет выгоднее, чем брать депозит под 10% годовых в рублях, что многие банки сейчас делают. Для клиента будет дополнительный стимул размещать средства на депозиты в юанях, поскольку юань имеет репутацию валюты, которая укрепляется по отношению к доллару.
 
 

О персоне

Игорь Марич

> Родился в 1974 г. в Москве.
> С отличием окончил Финансовую академию при правительстве РФ, специализация "банковское дело".
> С 1994 по 2000 г. занимался операциями с ценными бумагами в российских банках (до 1999 г. — в Элбим–Банке, а затем — в банке "Содружество").
> На Московской бирже работает с 2000 года, руководил развитием срочного рынка, а также разработкой и внедрением новых инструментов.
> В настоящее время курирует бизнес–направление "Денежный рынок".

 
 

 
 

О компании

Московская биржа

> Биржа образована в декабре 2011 года в результате слияния российских биржевых групп — ММВБ и РТС.
> В 2012 году суммарный объем торгов на валютном рынке МБ составил 117 трлн рублей, увеличившись на 34,7% по сравнению с 2011 годом.
> Участниками торгов на валютном рынке Московской биржи являются около 600 кредитных и некредитных организаций.
> С 1992 года Банк России устанавливает официальный курс рубля с учетом результатов биржевых торгов.