"Деловой Петербург". Процедуру согласования летних веранд для ресторанов и кафе так и не упростили

Этим летом сезонные веранды и выносные столики легально пропишутся только при нескольких сотнях петербургских ресторанов и кафе, при том что в городе работает более 8 тыс. заведений общепита. Желающих, конечно, в разы больше, но обещанного бизнесу еще в мае 2012 г. упрощения согласований по сезонным объектам так и не произошло.

"Что мы видим сейчас? Все по–прежнему: подаешь заявку в КУГИ в феврале, а ответ получишь, наверное, в октябре, — говорит соучредитель ресторанного холдинга Ginza Project Вадим Лапин. — В этом году мы хотели поставить хотя бы три террасы, но, видимо, опять все лето проведем в согласованиях". Перемены ресторатор надеялся ощутить еще в прошлый теплый сезон. Тогда в мае 2012 г. вместе с учредителем "Конкорд Менеджмент и Консалтинг" Евгением Пригожиным он обратился с открытым письмом в адрес губернатора Георгия Полтавченко. Рестораторы обозначили проблему, знакомую всем игрокам петербургского рынка общепита: процедура согласований под летние террасы затянута и непрозрачна, заявку нужно подавать чуть ли не за год, а отказ получаешь почти по всем заявкам. Смольный тогда отреагировал оперативно: юридический комитет тут же провел совещание и доложил, что в местные законы внесут поправки и получить места вскоре будет быстро и легко.
В "Конкорде" с мнением Вадима Лапина согласились и разъяснили, что причина кроется в принятом осенью постановлении №1045, по которому сдаваемые в аренду земельные участки должны включаться в схему размещения нестационарных торговых точек.
"Порядок разработки схемы есть, а самой схемы до сих пор нет! Поэтому КУГИ должен опять направлять запросы в профильные комитеты и госорганы по каждому объекту. Так что формально порядок пока все тот же", — отмечают в "Конкорд Менеджмент и Консалтинг".

Приманить клиента

В проходном месте терраса способна удваивать оборот ресторана. Как рассказали участники рынка, в хорошую погоду пристройка может приносить до 100 тыс. рублей в день. Но во многих заведениях публика просто перетекает из помещений на веранды, считает ресторатор Леонид Затуливетров, которому также пока не удалось согласовать на этот сезон террасы при ресторанах гостиниц "Октябрьская" и "Санкт–Петербург". Он отмечает, что аренда земли под летние веранды удовольствие дорогое. Например, за 15 столиков рядом с рестораном в центре Петербурга придется заплатить городу около 100 тыс. рублей в месяц, но рестораторы все равно пытаются расширить площади на открытом воздухе, так как это вопрос имиджа и конкурентности заведения. Как подчеркнули в холдинге Ginza Project, открытие террасы — это для многих вопрос выживания в более низкий летний сезон, с их помощью рестораторы заманивают к себе публику.

Московский рай

Пока владельцам ресторанов в Петербурге остается только завидовать московским коллегам. В прошлом году Федерация рестораторов и отельеров (ФРИО) пролоббировала выпуск отдельного регионального постановления о сезонных кафе при ресторанах, и к этому лету в Москве откроется более 1800 веранд.
Столичные рестораторы теперь могут получать разрешение на установку сборной веранды всего за 1 месяц. Согласовывать террасу каждый год не требуется, только если внешний вид объекта планируется изменить. Выносить столики можно и вовсе без всяких разрешений. При этом за аренду земли рядом с рестораном в Москве платить ничего не нужно, сообщили в ФРИО.
"Теперь мы добиваемся, чтобы подобные правила внедрили во всех регионах России. Этот вопрос будет поднят на ближайших заседаниях экспертного совета Минпромторга, так как веранды — это помощь бизнесу и вопрос привлекательности города для туристов. В некоторых регионах мы видим просто катастрофу", — сообщила юрист ФРИО Мария Орлова.
Терраса чем хороша для ресторана? Это дополнительное рекламное место. Иногда, бывает, увидишь летнюю террасу и только благодаря ей замечаешь, что здесь какое–то заведение появилось. Поэтому все, кто открываются, сразу пытаются согласовать веранду на теплое время года. Да и посетители любят посидеть на воздухе, хотя в городе у нас пыльно и часто холодно. Что меня как ресторатора забавляет, так это информация о том, что главный художник города переодически пытается привести все летние веранды в исторической части к единому внешнему виду. Такого быть не должно, терраса — это продолжение ресторана или кафе, их визитная карточка, и, конечно, она должна быть оформлена в индивидуальном стиле.
Леонид Гарбар
глава ресторанной группы "Свои в городе"