"Деловой Петербург". ГК "Ренова" построит вместо завода "Сланцы" новое производство стоимостью $100 млн

ГК "Ренова" может отказаться от организации производства сланцевого масла на базе "Сланцев" и рассматривает возможность строительства с нуля предприятия стоимостью $100 млн.

В Ленобласти подходит к концу банкротство ОАО "Ленинградсланец". Большая часть его имущества продана, а шахты затоплены. Похожая судьба ожидает и ОАО "Завод "Сланцы".
По данным "ДП", ГК "Ренова"  Виктора Вексельберга, ранее намеревавшаяся возродить предприятия, склоняется к тому, чтобы отказаться от этого проекта в его нынешнем виде. Но не от идеи добывать и перерабатывать сланец в Ленобласти.

Масло вместо мазута

Как сообщил проектный директор "Реновы" Яков Тесис, ГК рассматривает возможность строительства с нуля в Ленобласти завода по переработке сланцев стоимостью около $100 млн.
Сейчас инвестор выбирает технологию. К реализации проекта компания может приступить уже через полгода–год. Продуктом производства нового предприятия станет сланцевое масло, которое является альтернативой мазуту, но с более низким содержанием серы. Потенциальные покупатели — бункеровочные компании — пока скептически относятся к идее использовать масло вместо мазута.
"Владельцы судов ничего не знают об этом топливе. Заинтересовать оно может, лишь если будет дешевле", — рассказала представитель Балтийской бункерной компании Татьяна Сорокина. Но ситуация может измениться в 2015 году, когда в Балтийском и Северном морях запретят пользоваться мазутом из–за высокого содержания серы.

Неудачное возрождение

В Ленобласти разведано более 1 млрд т горючих сланцев. Запасы сосредоточены в районе города Сланцы, где расположены добывающее предприятие "Ленинградсланец" и перерабатывающий завод "Сланцы". С советских времен предприятия работали в составе единого комплекса, но с распадом СССР стали убыточными. Изначально их продукцией было сланцевое масло и горючий газ. Сейчас сланцы почти не перерабатываются, предприятие производит нефтеполимерную смолу, прокаленный нефтяной кокс и каменноугольный кокс.
В 2007 году 81% акций "Ленинградсланца" и 33% акций завода "Сланцы" купила ГК "Ренова". Компания намеревалась построить на их базе перерабатывающее производство мощностью 2,5 млн т и стоимостью $120 млн. Но прежде инвестор хотел получить в собственность 41,7% акций завода "Сланцы", которые остались в собственности государства. Напомним, что Росимущество 7 раз пыталось продать свои акции с торгов, но покупателей не нашлось. По словам Якова Тесиса, "Ренова" неоднократно настаивала на том, чтобы провести объективную оценку активов. По расчетам компании, стоимость 41,7% завода не превышала 100 млн рублей. Росимущество же просило за них стартовую цену в размере более 300 млн. Отказавшись от развития предприятий–банкротов, "Ренова" намерена претендовать на право разработки сланцевого месторождения.
"Добывать сланец в том числе будем карьерным методом, который гораздо дешевле шахтного", — сообщил "ДП" Яков Тесис.
Процесс распродажи активов "Ленинградсланца" подходит к концу. Завод "Сланцы" может разделить его судьбу. Впрочем, как сообщили "ДП" в Росимуществе, ведомство рассматривает возможность передачи акций завода одной из государственных корпораций.
Немцы уже пытались заниматься подобными вещами в 1943 году, когда у них не хватало нефти. Но потом они все равно отказались от переработки сланцев в пользу дешевой нефти из Румынии. Вот и нам с громадными запасами природных ресурсов нет смысла тратить время на всякие эксперименты. На мой взгляд, в советское время сланцевая индустрия создавалась с одной целью — занять людей в Эстонии. Но сейчас уже не социализм. Я бы вообще не доверял любым инициативам по созданию различного рода нестандартных производств. На мой взгляд, за ними чаще всего стоит распил бюджета. Поэтому необходимо создать госэкспертизу, которая бы проверяла каждый такой проект.
Александр Портнов
профессор, доктор геолого–минералогических наук
Конечно, строительство завода с нуля — гораздо более затратный процесс, чем если строить его на базе существующего предприятия. Но перспективы у этого направления есть. За рубежом это топливо востребовано уже давно. Некоторые российские бункерные компании тоже им пользуются, хотя его никто и не импортирует. Цена сланцевого масла ниже мазута, а экологические свойства гораздо лучше. Единственный риск, который может возникнуть при запуске этого бизнеса, — падение цен на нефть. В этом случае проект становится нерентабельным. Но такое длится недолго. Пока у меня есть сомнения, что "Ренова" сможет осуществить этот проект, так как однажды это ей уже не удалось. Но я не исключаю, что у нее могут быть для этого нужные ресурсы.
Юрий Гудин
управляющий партнер инжиниринговой компании "Мертус"