"Деловой Петербург". Число микрофинансовых организаций в Петербурге за 2012 год выросло в три раза

В погоне за заемщиками и вкладчиками микрофинансовые организации стали наперегонки открывать офисы в Петербурге. Число участников этого рынка утроилось в прошлом году и продолжает расти.

В 2012 году число микрофинансовых организаций (МФО) в России выросло в 2,5 раза и составило 2575. В Петербурге за год их количество выросло с 37 до 113. С начала 2013 года, согласно данным Регионального отделения ФСФР по СЗФО, в Петербурге появилось еще 17 МФО.

Взлет рынка

По данным Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР), российские МФО в течение 2012 года выдали заемщикам примерно 48 млрд рублей. Схожую оценку дали "ДП" и в ООО "МигКредит". Доля Петербурга от этой суммы — около 12%. Официальной статистики по этому показателю никто не ведет. Для сравнения: по данным Центробанка РФ, в 2012 году объем банковских кредитов населению достиг 7,2 трлн рублей. Так что конкуренции со стороны МФО банки не ощущают. Однако этот рынок быстро растет при высокой внутренней конкуренции. "В этом году рост выдачи составит, вероятно, около 50%", — прогнозирует Михаил Мамута, президент НАУМИР, председатель совета НП "МиР".
Сейчас на рынке МФО усиливается конкуренция, в первую очередь в сегменте "займы до зарплаты". "Участники будут стараться доказать свое лидерство, в том числе открывая большее число точек. Конкуренция приведет к снижению ставок по займам для населения", — ожидает Михаил Мамута.
В перспективе, по его словам, можно ожидать консолидации рынка: на фоне ужесточения конкуренции многие игроки уйдут с рынка. По оценке Мамуты, около 700 МФО находятся в группе риска и могут быть исключены из реестра ФСФР или сами покинут рынок из–за неэффективности.

Раскинули сети

Рынок микрофинансирования в Петербурге, очевидно, далек от насыщения, так как его участники в борьбе за клиента наперебой открывают точки продаж у метро и в торговых комплексах. Эту тенденцию подтверждают консультанты рынка недвижимости. "В 2012 году мы отметили рост запросов на аренду встроенных помещений со стороны МФО", — говорит Анна Лапченко, старший консультант отдела стрит–ретейла Jones Lang LaSalle в Петербурге. По ее словам, у МФО существуют специфические требования к объектам: их интересуют помещения площадью 15–20 м2, расположенные поблизости от станций метрополитена. Михаил Мамута соглашается: компании, выдающие "займы до зарплаты", предпочитают размещать офисы у метро, в торговых комплексах и в пешеходных зонах.
"МФО готовы рассматривать в том числе и субаренду. Поскольку такие организации арендуют небольшие площади, они готовы платить за них ставки аренды, превышающие среднерыночные", — рассказывает Анна Лапченко.
Компания "Деньги напрокат" (принадлежит ЗАО "Кредитный Союз") в Петербурге имеет 9 офисов, до конца года планирует увеличить число точек до 15–20. "Отделения открываются в местах с пешеходной доступностью. У нас есть отделения в Петербурге в торговых центрах, а в Новосибирске — в отделениях в метро, — рассказывает исполнительный директор компании "Деньги напрокат" Расим Исмаилов. — Площадь офисов — 15–30 м2, все помещения арендуем".
Также компания начала открывать так называемые мобильные офисы в автомобилях. "В Москве и области уже работает 20 таких офисов, теперь они запустили этот проект и в Петербурге, — говорит Расим Исмаилов. — Они будут останавливаться в районах с высокой проходимостью, например, у пригородных железнодорожных станций".

Инвестиции в микрозаймы

У МФО есть несколько вариантов финансирования: взносы акционеров или пайщиков, средства, полученные по договорам займа, банковские кредиты или деньги от продажи облигаций.
По закону "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" МФО могут привлекать средства у физического лица в сумме не менее 1,5 млн рублей. Это правило придумано для того, чтобы МФО не превращались в финансовые пирамиды, собирающие средства у мелких вкладчиков, слабо ориентирующихся в финансовых инструментах. Исключение сделано для акционеров МФО, которые могут передавать средства согласно учредительным документам на любую сумму.
По словам опрошенных МФО, как правило, они финансируются за счет средств акционеров и банковских кредитов. Облигации — это экзотика, и МФО к ней прибегают редко. Первой и пока последней МФО, разместившей облигации, стала компания "Домашние деньги". В мае 2012 года компания продала по открытой подписке на Московской бирже 500 трехлетних облигаций номиналом 2 млн рублей. Доходность бумаг составила 19% годовых.
Средняя ставка по банковским вкладам в рублях составляет 10% годовых, а доходность по сбережениям, принимаемым микрофинансовыми организациями у населения по договорам займа, как правило, находится в пределах 13–16% годовых. Аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян уверен, что большинство МФО привлекают вклады незаконно.
"Микрофинансисты хорошо зарабатывают: в годовом выражении ставка по микрокредиту может достигать 700%. Но, конечно, у владельцев есть искушение "сбежать с рынка", поскольку рынок МФО пока не очень строго регулируется. Если микрофинансовый бизнес станет менее доходен, не исключены дефолты", — полагает начальник аналитического отдела компании "Альпари" Александр Разуваев. В любом случае, говорит он, "вкладчики" МФО "понимают, на что они идут, и для них это не станет неожиданностью.

Плохие долги

По словам старшего вице-президента Национальной службы взыскания (НСВ), Сергея Шпетера, по итогам 2012 года просрочка по российскому портфелю микрозаймов составила около 30%, или 15 млрд рублей. На аутсорсинге коллекторов сейчас находится 50% долгов по МФО, то есть 7,5 млрд рублей. В НСВ в 2012 году МФО передали долгов на 3 млрд рублей, а в январе–феврале 2013 года — еще 3 млрд рублей.
Сергей Шпетер ожидает, что в этом году объем просроченных долгов, переданных микрофинансовыми организациями на аутсорсинг коллекторам, составит 13–15 млрд рублей.
Некорректно считать микрофинансовые организации и банки конкурентами — доля кредитов, выдаваемых МФО, очень незначительная. Банки и микрофинансовые организации обслуживают разные сегменты клиентов. Если у клиента нет возможности подтвердить доход, то взять кредит в МФО — решение вопроса. Если же заемщик имеет постоянный источник дохода и готов предоставить пакет документов, то выгоднее обратиться за кредитом в банк. Банки не заинтересованы в том, чтобы выдавать кредиты клиентам, которые, с их точки зрения, являются рисковыми. Поэтому, прежде чем выдать кредит, банк тщательно анализирует профиль заемщика.
Анна Чифинелли
Количество собственных офисов — далеко не ключевой показатель успешной деятельности компании, занимающейся микрофинансированием. Некоторые игроки сосредотачиваются исключительно на онлайн–кредитовании, что также позволяет развивать бизнес и рассчитывать на свою долю рынка. Наша компания развивает региональную сеть за счет собственных средств и на средства инвесторов. Несмотря на то что в продуктовой линейке компании "МигКредит" не предусмотрены займы для юридических лиц, около 14% наших заемщиков занимаются предпринимательской деятельностью, получая займы как физлица. Уровень просроченной задолженности по кредитам физлицам у нас уже более полугода не превышает 20%.
Динара Юнусова
заместитель генерального директора по развитию бизнеса "МигКредита"
Точных данных по рынку микрокредитования в Петербурге нет. По нашим экспертным оценкам, объем рынка в Петербурге — около 3 млрд рублей. Классических розничных офисов по продажам у нас нет. Нашей бизнес–моделью является визит агента для оформления договора и передачи банковской карты на дом. Число таких менеджеров за прошлый год в Петербурге выросло в 1,6 раза, с 110 до 180 человек. В структуре фондирования компании на привлеченные средства клиентов приходится 10%, к концу 2013 года эта доля может вырасти до 15%. В последнее время физлица более активно сотрудничают с нами в части инвестиций собственных средств.
Андрей Бахвалов
главный исполнительный директор компании "Домашние деньги"