Слабакам здесь не место

Осенью 2013 года Министерство образования и науки повторно оценит эффективность российских государственных высших учебных заведений. Результаты первой проверки вузы сочли необъективными.

В конце 2012 г. Министерство образования и науки опубликовало результаты мониторинга эффективности российских государственных высших учебных заведений. В Петербурге из 50 государственных вузов, прошедших проверку, 10 были отнесены к категории неэффективных. Это означало, что их ждет либо смена руководителей, либо присоединение к более сильному вузу (например, под крыло ФИНЭКа после мониторинга попали сначала ИНЖЭКОН, затем СПб университет сервиса и экономики, составив вместе Петербургский экономический университет (СПбГЭУ), либо рука финансовой помощи Минобра, либо полная реорганизация — способов борьбы со слабыми вузами в министерстве придумали немало. Задача же мониторинга состояла в том, чтобы найти те вузы, которые не отвечают, как заметил премьер РФ Дмитрий Медведев, современным требованиям высшего образования. А таких, по предварительной и приблизительной оценке министерства, среди вузов 20% и еще 30% филиалов.

Заступиться за своих

Вузы, особенно те, что попали в список, критично отнеслись к итогам мониторинга. За своих, петербургских, вступился городской комитет по науке и высшей школы. Там сверили данные мониторинга с показателями вузов, выяснили, как относятся работодатели к качеству подготовки выпускников этих учебных заведений, и в результате предложили министерству исключить из списка "неэффективных" шесть вузов.
В свою очередь, Минобр предлагает дождаться осени, когда будет проведена повторная проверка неэффективных вузов. Но согласился, что нужно учесть "специфику деятельности вузов".

Нужна объективность

Недовольство государственных вузов федеральной проверкой сводится к нескольким пунктам.
Во–первых, по их мнению, и до нее вузы находились под жестким контролем государства — лицензирование, аккредитации. Иными словами, если вуз получает аккредитацию, то, значит, он эффективный, потому что в противном случае он не прошел бы эту проверку. К тому же во многих учебных заведениях есть свой внутренний мониторинг. Так, своя система оценки имеется в НИУ Университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Университете культуры и искусств (СПбГУКИ), Политехническом университете, СПбГЭУ. "Каждый год мы проводим оценку выполнения показателей, анализируем свои сильные и слабые места и по полученным результатам корректируем плановые значения по своему вузу, — замечает Алексей Боровков, проректор по перспективным проектам СПб государственного политехнического университета. — В конце прошлого года мы начали масштабную реструктуризацию университета — создали 12 учебно–научных институтов по приоритетным направлениям развития, которые заменили традиционные факультеты. Сейчас формируется учебно–научная структура институтов, разрабатываются программы их стратегического развития". "Оценка эффективности деятельности вуза проводится не только на основе сравнения показателей с нормативными значениями, но и анализируется динамика изменения того или иного показателя за несколько последних лет", — в свою очередь замечает Ирина Егорова, проректор по учебной и методической работе СПбГЭУ.
Вторая претензия сводится к тому, что не учтены особенности вузов. "Всем ясно, что любой университет культуры отличается от технического университета и применять одни и те же оценочные показатели здесь нельзя, — говорит Владимир Васильев, вице–президент Российского союза ректоров, председатель Петербургского совета ректоров, ректор НИУ ИТМО. — Например, показатель научно–исследовательской деятельности для вузов культуры и искусства уже заведомо будет нулевым, но это же не может говорить об их неэффективности". По его мнению, нужно разделить в процессе оценки все вузы, и государственные и негосударственные, на 12 отраслей по секторам экономики.
Кстати, эксперты уверены, что оценивать только государственные вузы неверно. Небюджетные также составляют общую систему высшего образования и выдают дипломы одного государственного образца.
Еще одна претензия состоит в том, что министерство оценивает по критериям, которые заранее ни одному вузу не были известны. Эксперты считают, что необходимо знакомить вузы с методикой проведения мониторинга до его начала. "Перечень использованных показателей и их пороговых значений нуждается, на наш взгляд, в корректировке и объяснении. Например, при оценке показателя по инфраструктурному обеспечению в расчет принимается только площадь зданий, используемых вузом только на праве собственности или оперативного управления, тогда как вузы на совершенно законных основаниях могут вести образовательный процесс в арендованных на длительный срок зданиях", — поясняет Ирина Егорова.
Также эксперты говорят о необходимости дополнения перечня оценочных показателей. "Например, никак не учтены вопросы трудоустройства и востребованности выпускников; образовательная деятельность, по сути, оценивается только на основе баллов ЕГЭ поступивших на первый курс, что говорит только о востребованности вуза и потенциале студентов", — считает Ирина Егорова. По мнению же Владимира Васильева, увеличивать количество критериев оценки нужно, но их должно быть не более 10. "Да и сами они не должны дублировать критерии, по которым вузы проходят постоянную аккредитационную проверку" — убежден спикер.

Надежда ректоров питает

Минобрнауки обещает провести новый мониторинг осенью 2013 года и к этому времени доработать критерии оценки. На сегодня известно, что к уже имеющимся пяти блокам (образовательная деятельность, научно–исследовательская работа в расчете объема НИОКР на одного преподавателя, международная работа, финансово–экономические показатели, инфраструктура в расчете на одного студента) добавят как критерий трудоустройство выпускников. "Для нас особенно важно, что впредь будут обращать внимание на отраслевую специфику вузов, в частности вузов культуры. Надеемся также на расширение набора показателей эффективности, что позволит полнее представить результаты работы учебного заведения", — резюмирует ректор СПбГУКИ Александр Тургаев.