"Деловой Петербург". Оборот рекламного рынка в Петербурге в 2012 году составил 20 млрд рублей

Автор фото: Ваганов Антон

Оборот петербургского рекламного рынка (ТВ, радио, пресса, наружная и транзитная реклама, Интернет) в 2012 году составил 20 млрд рублей. Среди игроков этого рынка нет единодушия в том, насколько в 2013 г. вырастет объем услуг. Настроения экспертов варьируются от оптимистичных до прямо противоположных — в зависимости от сегмента рынка.

В 2012 г. в Петербурге, по оценке Северо–Западного отделения Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), интернет–сегмент заработал на рекламе 5,1 млрд рублей (с НДС). В этой сумме также учтены бюджеты на медийную и контекстную рекламу и деньги федеральных рекламодателей, которые они тратят на жителей Петербурга, пользуясь возможностями геолокации. К слову, по итогам прошлого года Интернет впервые с момента, когда его стали рассматривать как рекламоноситель, стал лидером по объему собранной рекламы, выраженному в деньгах.
Ежегодный рост сегмента как минимум на 30% позволяет его игрокам смотреть в 2013 г. с большим оптимизмом.
"Контекстная реклама продолжит расти в Петербурге быстрее, чем растет в среднем по рынку: в 2012 г. мы оценили рост этого вида рекламы в 57% по сравнению с 35% по рынку в целом. Думаю, такой же рост сохранится и в 2013 г.", — говорит Максим Виноградов, директор по рекламе интернет–агентства Real Web.
Растет объем интернет–рекламы за счет поисковой оптимизация (SЕО), маркетинга в социальных сетях (SММ), контекстной рекламы, а также внедрения новых технологий. В частности, по мнению Максима Виноградова, медийная реклама начнет расти за счет RTB–технологии (от англ. Real Time Bidding — представляет собой аукцион рекламных объявлений в реальном времени. — Ред.), если она будет внедрена на рынке к середине года.
"Благодаря RTB–технологии подход к покупке медийных площадей в Интернете изменится, закупки начнут происходить по аукционному принципу, что весьма позитивно для рынка. Эта технология способна оживить дисплейную рекламу", — считает Максим Виноградов.
"Говорить о каких–то заметных денежных объемах, оказывающих влияние на рынок в отношении технологии RTB, можно будет не ранее чем через 3 – 5 лет", — замечает Алексей Куприянов, генеральный директор агентства TRAFFIC. По его мнению, в 2013 г. Интернет будет расти главным образом за счет медийной рекламы.
Еще одна тенденция, которая продолжится в этом году, — появление новых игроков на рынке. Например, "Видео Интернешнл Петербург" открыл в конце 2012 г. отдел, занимающийся интернет–рекламой. Все эксперты солидарны в том, что в наступившем году рост сегмента составит от 30 до 50%. И это по самым, так сказать, пессимистичным прогнозам.

Умеренный оптимизм

Настроения на рынке ТВ–рекламы не столь радужные, как у коллег по Интернету. Здесь эксперты ожидают рост в 2013 г. не более чем на 10%. "Он будет обусловлен увеличением объема проданного ресурса, медиаинфляцией и произойдет за счет привлечения новых рекламодателей на ТВ", — комментирует Анастасия Тихонова, коммерческий директор "Видео Интернешнл Петербург".
Примерно та же ситуация в радиосегменте. "Вряд ли рост составит более 10% по рынку в целом", — сходятся во мнении представители радиостанций, связывая его главным образом с медиаинфляцией.
В outdoor прогнозировать что–либо на сегодня довольно сложно, говорят игроки рынка наружной рекламы. "Пока мы не готовы делать прогнозы в связи с рядом обстоятельств, которые зависят прежде всего от законодательства", — говорит Вера Дементьева, руководитель петербургского представительства исследовательской компании "ЭСПАР–Аналитик". Речь идет о правилах распределения земель, находящихся в городской собственности, и вопросе, связанном с концепцией размещения объектов наружной рекламы в городском пространстве, а также ключевом для outdoor документе — схеме размещения объектов наружной рекламы в Петербурге. В конце 2012 г. рынку был представлен лишь предварительный проект концепции, так что игроки ждут его окончательный вариант. Тем временем для 80–85% рекламных конструкций сроки заключенных 5 лет назад контрактов с городской администрацией истекли в конце прошлого года.
Компании, размещающие рекламу в метро, осторожничают больше всех: цифры не называют и говорят, что все будет зависеть от деловой активности.

Контрастная бумага

В прессе, по мнению экспертов, продолжится падение, зафиксированное по итогам 2012 г. Даже медиаинфляция не дала традиционного для прессы роста. "Это довольно значимое событие, поскольку до этого реклама в прессе падала только в кризисные периоды, например, в 1998 и 2008 – 2009 гг.", — говорит Андрей Волков, управляющий партнер ГК "Гортис". При этом эксперты замечают особенность рынка: она состоит в том, что рекламные бюджеты сконцентрированы всего в десятке газет и журналов — их прибыли растут за счет снижения объемов рекламы в теряющих свои позиции изданиях.
Светлана Титоренко, директор по рекламе газеты "Деловой Петербург", согласна с тезисом, что происходит концентрация рекламных бюджетов в топовых изданиях. "За первые 3 месяца 2013 г. наши продажи выросли на 4%, — уточняет Светлана Титоренко. — Крупнейшие издательские дома отбирают рынок за счет новых проектов и форм работы с рекламодателем".
Григорий Матыжев, управляющий директор газеты "Метро–Петербург", тоже считает, что в 2013 г. в топовых изданиях ожидается рост, в то время как в целом по сегменту — падение. Масштаб этого падения эксперты оценивают в 3–4%.