"Деловой Петербург". Итоги XIII фестиваля балета "Мариинский"

Никакой идеи у него нет, это просто выставка достижений мариинского хозяйства, какими они видятся руководству балетной труппы, приправленных разносортными гастролерами. Так что кроме сиюминутных зрительских удовольствий (а они, спасибо, были) фестиваль служит еще и ориентиром на будущее: на какие имена и названия стоит ходить.

Прежде всего, и это главное положительное впечатление, в афишу вернулись балеты Уильяма Форсайта "Головокружительное упоение точностью" и "Там, где висят золотые вишни" (так у нас переводят непереводимое название In the Middle, somewhat elevated). Исполнили их, увы, хуже, чем на премьере в 2004–м, но нет сомнений, что еще втанцуются: как показал предыдущий опыт, значение работы над сочинениями одного из самых значительных хореографов нашего времени и для чисто технического, и для художественного роста артистов трудно переоценить.
Как раз тогда, на премьере 9–летней давности, все впервые обратили внимание на выдвинувшуюся из кордебалета Екатерину Кондаурову: рыжеволосая бестия буквально выжигала пространство царской водкой форсайтовой хореографии. Сейчас она, уже прима–балерина, продемонстрировала безграничность не только своих возможностей, но и широту души. Кондаурова вышла в In the Middle; в свой бенефис станцевала все три радикально разнохарактерные части "Драгоценностей" Баланчина — беспрецедентный опыт в мировой практике исполнения этого балета; а потом, невзирая на звездный статус, приняла участие в экспериментальной программе "Творческая мастерская молодых хореографов" — редкий пример столь полной любви искусства в себе, а не себя в искусстве.
"Мастерская" заставила вспомнить строчку Тютчева про последнюю любовь: "Ты и блаженство, и безнадежность". Банальный текст Никиты Дмитриевского, глупейшие опусы Юрия Смекалова и Эмиля Фаски (у второго — еще и пошлейший: в эротическом видении Саломеи голова Крестителя прирастает к телу, с каковым она имеет недвусмысленный дуэт) подтвердили вывод из аналогичных программ на предыдущих фестивалях: с современными танцсочинителями дело у нас обстоит безнадежно. Зато другая тройка если не повергла в блаженство, то вселила надежду. Юный танцовщик Мариинского театра Илья Петров в номере "Е2", пусть пока ученическом и эпигонском, обнаружил пластическое пространственное чутье и, главное, искреннее чувство: мальчики и девочки у него друг для друга, как положено в этом возрасте, отчасти космические пришельцы. Опытный артист Антон Пимонов придумал грамотную и заразительную "Хореографическую игру 3х3" — секстет, в котором как раз и участвовала Екатерина Кондаурова, а также отличный танцовщик Александр Сергеев, вообще ставший одним из украшений фестиваля. Молоденький, но многопрофильный и многообещающий Владимир Варнава порадовал изобретательным, нежным и забавным номером "Окно в середину зимы". Ребята, вам нужно продолжать!
Эта же тютчевская строка незримо осеняла и гала–концерт закрытия фестиваля. Понятно, что сезон выдался сложный — сразу несколько балерин рожают, однако, глядя, например, на дуэт Оксана Скорик — Тимур Аскеров (хрестоматийное Pas de deux на музыку Обера), поневоле подивишься причудливости пристрастий и.о. директора балетной труппы Юрия Фатеева, который их активно продвигает. Зато премьер Владимир Шкляров, с головы до ног романтический принц, в остроумном номере Эрика Готье "Балет 101" продемонстрировал залихватское мальчишеское озорство, а Ким Кимин в "Этюдах" Ландера — настоящий премьерский танец, согретый к тому же огневым темпераментом. Наконец, и всегда–то отменная Олеся Новикова в тех же "Этюдах" была превосходна настолько, что, например, в Парижской опере после таких спектаклей объявляют, что артистка переходит в звание этуали.