Кадровая диета автопрома

Автор фото: Trend/ Евгений Асмолов

Автомобильный кластер в Петербурге и области продолжает расширяться. Усиливающийся кадровый голод позволяет рабочим не только учиться за счет компании, но и с легкостью менять работодателей.

Всего за 5 лет в Петербурге сформировался автокластер: пять ведущих мировых производителей автомобилей (Nissan, Toyota, Hyundai, Scania и GM) открыли на территории города свои заводы, инвестировав в их строительство около $1,3 млрд. Еще две крупные компании пришли в Ленобласть, где теперь собирают грузовики Man и автомобили Ford. В ближайшие годы автокластер может расшириться за счет холдинга "Яровит", который совместно с группой "Онэксим" начнет выпуск "ё–мобилей", и итальянского концерна Fiat, который подписал со Сбербанком договор об открытии совместного предприятия (правда, точное место под строительство завода еще не определено, но речь может идти о Пушкинском районе). В растущую как на дрожжах отрасль требуются специалисты, а с этим, как выясняется, большие проблемы.

Дефицитный кадр

"Сегодня на одну вакансию в автопроме приходится 1,7 резюме соискателей, что свидетельствует о дефиците с тенденцией к его усугублению, — замечает Юлия Сахарова, генеральный директор компании HeadHunter. — При нормальной рыночной ситуации на каждую вакансию приходится не менее двух резюме. А с учетом специфических требований к квалифицированным кадрам в автопроме можно предположить, что реальное соотношение еще меньше, так как далеко не все резюме соискателей удовлетворяют требованиям работодателей". По оценке Марии Маргулис, генерального директора агентства "1000 кадров", спрос со стороны работодателей превышает предложение примерно на 10% в год. Что думают руководители автозаводов по поводу кадровой проблемы, узнать не удалось: запросы корреспондента "ДП" остались без ответа. Косвенным подтверждением того, что этот вопрос все–таки волнует компании, могут служить многочисленные круглые столы, которые компании собирают на эту тему.
"Сегодня большая часть открытых вакансий — это слесари механосборочных работ, операторы машин контактной сварки, операторы цеха окраски, склада. Востребованы также специалисты по обслуживанию производства, например электромеханики, электрики. Потребность в работниках более высокой квалификации ниже, поскольку и ротация среди них ниже, нежели у линейного персонала", — уточняет Мария Маргулис. С ней согласны в агентстве HeadHunter. "Спрос со стороны работодателей постоянно растет, — добавляет Юлия Сахарова. — За последние 2 года количество публикуемых только у нас вакансий выросло в 2,5 раза. Такая динамика обусловлена не только открытием новых производств, но и расширением мощностей уже действующих".
Проблема дефицита усугубляется еще и тем, что на большинстве позиций работодатели желают видеть работников, уже имеющих опыт работы в производственной компании, желательно с иностранным капиталом. Кроме того, на позиции уровня специалиста и выше работодатели желают брать петербуржцев со знанием английского языка, говорит Мария Маргулис. К тому же новое предложение трудовых ресурсов в автопроме характеризуется нехваткой специалистов, готовых к работе на высокотехнологичном оборудовании без дополнительного обучения, заключила эксперт.

Обучи или перемани

Нехватка персонала вынуждает производителей вкладываться в обучение и идти на хитрости. Например, на некоторые позиции компании принимают кандидатов без подготовки и затем обучают работать на своем оборудовании. Однако такое решение рождает новую проблему, как, вложив в необученного сотрудника время и деньги, удержать затем его на предприятии. Ведь автопром на сегодня одна из самых высококонкурентных отраслей и случаи перехода работников с одного производства на другое довольно часты. "Хотя практически все заводы предлагают работникам официальное оформление, социальные гарантии, сотрудники все равно готовы менять компанию при минимальном повышении заработной платы", — сообщает Юлия Сахарова, отмечая, что средние оклады в автомобильной промышленности вполне конкурентоспособны.
На сегодня средний уровень зарплат на рабочих позициях в автопроме составляет 25–45 тыс. рублей в месяц, на должности инженера и технолога — 30–70 тыс. рублей в зависимости от специализации, участка работы, количества смен и других факторов. Уровень зарплат среднего менеджмента в автопроме колеблется от 50 тыс. до 150 тыс. рублей, доходы топ–менеджеров могут превышать 500 тыс. рублей с учетом всех бонусов.
Один из возможных выходов в конкурентной борьбе за персонал — заключение договоров с высшими и средними учебными заведениями на подготовку кадров необходимой специализации с прохождением практики. И такой опыт уже есть, утверждают эксперты.