Экс-гендиректор сети "Норма" Константин Лебедев создает сеть продовольственных магазинов импульсного спроса

Константин Лебедев, бывший гендиректор торговой сети "Норма", создает свою розничную сеть STOPexpress в формате, похожем на 7–Eleven. Прежде подобные проекты в России заканчивались неудачей.

В Петербурге в 2013 году начала работу новая сеть продовольственных магазинов импульсного спроса STOPexpress. Первые три магазина работают на Московском пр., а также на Ладожском и Балтийском вокзалах, четвертый откроется в начале марта возле станции метро "Удельная".
ООО "Стопэкспресс", которое управляет новой сетью, на 100% принадлежит Константину Лебедеву, экс–генеральному директору сети супермаркетов "Норма". Он комментировать свой проект отказался. Однако, как рассказал один из топ–менеджеров "Стопэкспресса", до конца года компания планирует открыть еще 40 магазинов. "Это небольшие магазинчики площадью от 20 до 90 м2, расположенные в местах скопления людей", — рассказал источник. Инвестиции в открытие магазина могут составлять $2,5–4,5 тыс. на 1 м2, без учета аренды, в зависимости от площади помещения и уровня ремонта магазина, оценивают эксперты. Источники финансирования неизвестны.

Опытный ретейлер

STOPexpress — первый самостоятельный проект Константина Лебедева, однако опыт работы в ретейле у предпринимателя немалый.
С начала 2000–х годов он работал на разных позициях в петербургской сети магазинов "Пятерочка". В 2007 году Константина Лебедева привлек к управлению своей сетью супермаркетов "Норма" Олег Жеребцов, экс–совладелец сети "Лента".
Под руководством Лебедева "Норма" выходила в Москву (правда, вскоре закрыла магазины в столице). После того как весной 2012 года Олег Жеребцов продал этот актив компании "Интерторг", Константин Лебедев покинул компанию.
"У него была возможность остаться в компании, но он этого не захотел", — утверждает Олег Рыбаков, управляющий "ТД "Интерторг". "До того как мы купили "Норму", Константин Лебедев занимал в сети самую высокую позицию, а у нас ему бы пришлось работать под чьим–то руководством", — говорит Олег Рыбаков.

Вслед за 7–Eleven

За основу формата сети STOPexpress Константин Лебедев взял концепцию известной успешной международной сети 7–Eleven (названной по времени работы магазина — c 7 часов утра до 11 вечера). Помимо небольшой площади эти магазины отличает сочетание розничной торговли с пунктом питания.
"STOPexpress — сеть магазинов импульсного спроса, в ассортименте есть снэки, продукты питания, пресса, будет возможность перекусить выпечкой, хот–догами и кофе", — рассказал представитель компании.
Слухи об интересе американской 7–Eleven (дочернее предприятие японской Seven–Eleven Japan Co., Ltd) к развитию в России появились в прошлом году. Наиболее вероятными кандидатами на покупку франшизы считались федеральные торговые операторы Х5 Retail Group и Metro C&C, однако сами компании такую возможность отрицали, и ни одного 7–Eleven до сих пор не появилось.
"Успех модели 7–Eleven заключается в сочетании небольшого формата с массовым ассортиментом. Небольшие операционные затраты и высокая оборачиваемость товаров позволяют продавать много на небольшой площади", — говорит Дарья Ядерная, управляющий директор компании Esper Group.
По ее словам, в России высокий трафик обеспечить сложно, кроме того, негибкость предложений на рынке коммерческой недвижимости осложняет процесс динамичного развития.
"В формат магазина импульсных покупок мы не верим, иначе сами бы давно развивали его. Небольших продуктовых магазинчиков миллионы, но запускают их не сетевые компании", — говорит Олег Рыбаков.

Печальный опыт

Похвастать удачным копированием формата 7–Eleven ретейлеры не могут, хотя попытки реализации таких проектов сетевыми компаниями в Петербурге предпринимались несколько раз.
Федеральный ретейлер " Дикси " с 2007 года открывал магазины импульсного спроса под брендом V–mart, в Петербурге работала сеть из 12 точек. Однако в разгар кризиса, в 2009 году, компания свернула проект, объявив, что "в текущих экономических условиях дальнейшее развитие формата V–Mart признано бесперспективным".
В 2009 году эстафету подхватил местный холдинг "Продовольственная биржа", который управляет сетью универсамов "Полушка". Холдинг запустил сеть мини–магазинов под брендом "Е–да!". В случае успеха формата компания была готова открывать по два магазина в месяц.
Однако на конец прошлого года работали всего пять точек. Как признавался в интервью dp.ru глава холдинга Дмитрий Степанов, приоритет в развитии отдан форматам универсам и супермаркет.

На местах не сэкономить

Отдавая приоритет небольшой площади, ретейлеры, как правило, рассчитывают избежать проблем с поиском подходящих помещений, однако на практике рискуют создать неокупаемый магазин. Ставка аренды за квадратный метр в небольших магазинах с высокой проходимостью в разы выше, чем в стандартном магазине у дома.
По данным Astera , стандартный магазин у дома площадью до 250 м2 можно арендовать в среднем за 1,5–2,5 тыс. рублей за 1 м2 в месяц, а арендные ставки в помещениях площадью 50–90 м2 в шаговой доступности от станций метро, либо в квартирах на первых этажах, переведенных в нежилой фонд, либо в отдельно стоящих павильонах могут достигать 10 тыс. рублей за 1 м2 в месяц.
Конкурировать за такие помещения новому ретейлеру придется с операторами сотовой связи, ювелирными магазинами, банками, операторами общепита.
Но в наиболее ликвидных локациях вакантных площадей практически нет, предупреждают в АРИН. Стрит–ретейл заполнен на 95%.
Еще сложнее арендовать помещение на вокзале. "Этим вопросом занимается обычно администрация вокзала, но на такие площади существует внушительный лист ожидания, и арендовать помещение на вокзале очень непросто, особенно новым брендам", — комментируют в Astera. Ставки здесь еще выше, в ряде случаев они достигают 15 тыс. рублей за 1 м2 в месяц.
"На вокзалах очень высокие ставки аренды, а главное, несмотря на реконцепцию, вокзалы остаются небезопасным и грязным местом, людей много, но они там стараются не задерживаться", — говорит генеральный директор ОАО "Фармация" Евгений Богданов, который управляет сетью "Сто дорог", расположенных на вокзалах. Он убежден, что место на Ладожском вокзале неудачное из–за рассеянных пешеходных потоков, а наиболее интересные вокзалы для размещения в Петербурге — Московский и Балтийский.
Наша компания не рассматривала возможность покупки франшизы 7–Eleven для работы в России, потому что мы занимаемся другим бизнесом — мелкооптовой торговлей. Помимо того, мы развиваем свою франшизу — это проект "Фасоль". В Петербурге работают 10 магазинов этой сети, пять — в Ростове. Формат 7–Eleven не является для России чем–то необычным и отчасти реализован в мелкой рознице. В нашей "Школе торговли" мы рекомендуем слушателям открывать небольшую точку питания при магазине, если рядом находится большое количество офисов.
Оксана Токарева
руководитель отдела правительственных и внешних связей ООО "Метро Кэш энд Керри"
В России формат 7–Eleven сложно реализовать: его себестоимость у нас будет выше из–за слишком дорогой логистики. Успех концепции заключается в профессиональной работе с логистикой и ассортиментом. Надо понимать, что сроки окупаемости у него гораздо длиннее, чем у традиционного ретейла. Но самое главное, возникнет проблема с поставщиками. В США и Англии практически весь ассортимент формируется за счет продукции, которую поставщики утром на заводе сделали, а через несколько часов она уже в магазине. У нас же, в России, таких поставщиков единицы и только в крупных мегаполисах — Москве и Петербурге.
Илья Уваров
управляющий партнер Retaility
Концепция 7–Eleven относится к формату магазин "у дома", а это востребованный и успешный формат. В магазинах 7–Eleven можно не только купить продукты, но и быстро перекусить. У нас в Петербурге таких магазинчиков много, особенно в центре, в некоторых еще и рюмку наливают, но все они несетевые. Уверен, что если сделать такой проект сетевым, то при грамотном управлении и правильном ассортименте он вполне может быть успешным. Отсутствие в России сетевого проекта, аналогичного 7–Eleven, можно объяснить тем, что все хотят заниматься крупным ретейлом.
Василий Понтаплев
экс–директор сети "Пятерочка" на Северо–Западе