Россия должна сделать ставку на производство высокотехнологичной продукции, а также еды, рассказал давосским инвесторам Дмитрий Медведев. Эксперты говорят, что битва за сельское хозяйство давно проиграна, а инновации при нынешней рентабельности нефтегазового сектора остаются лишь лозунгом.
В третий день работы давосского форума премьер-министр Медведев принял участие в рабочем завтраке с иностранными инвесторами. Он дал скромный, но оптимистичный прогноз развития российской экономики, а также заявил, что ставку Россия должна сделать на производство высокотехнологичной продукции и еды.
Давосские эксперты оценили возможный рост экономики России в 2013 году в 3%. "Я тоже вместе с вами верю в 3%, но надеюсь на большее", — сказал Медведев. Он признал наличие проблем, о которых говорили эксперты (в частности, о низкой производительности труда), но выразил мнение, что действующее правительство способно с этими проблемами справиться.
Как всегда, обсудили и тему зависимости российской экономики от цен на энергоносители. "Мы постоянно рассуждаем на тему о том, что будет с Россией, если грохнутся цены на нефть и газ. Я думаю, что нам действительно нужно думать о том, что мы должны предъявить миру в случае, когда изменится парадигма энергетического развития. Каждые 50–70 лет в мире происходит энергетическая революция, и за атомной энергией грядет новая фаза – создание новых энергетических источников. Поэтому России нужно к этому готовиться без истерик, что называется, спокойно, получая доходы пока от углеводородов, но тем не менее, делать закладки в будущее", — считает премьер-министр.
Следует сделать двойную ставку, полагает Медведев: "Мы должны создавать современную высокотехнологичную экономику и должны думать о том, каким образом Россия будет кормить мир. Она это делала: напомню, в значительной степени, во всяком случае, была крупным поставщиком продуктов в начале XX века, потом, ввиду известных причин, мы с этого поля ушли, но у нас фантастические возможности для того, чтобы создавать продукты и растениеводства, и животноводства. Поэтому, конечно, в этом направлении мы тоже должны развиваться".
Эксперты к сельскохозяйственным перспективам России относятся скептически. Депутат Госдумы Оксана Дмитриева, первый заместитель главы комитета по бюджету и налогам, считает, что добиться мирового лидерства на этом рынке уже не получится: "Время было упущено еще в 1930-е. Это касается и техники, и технологий, и человеческого фактора. Чего можно добиться – так это лидерства в таких специализациях, как производство экологически чистой продукции: исторически мы использовали сравнительно мало неорганических удобрений".
Основными секторами экономики в России должны оставаться энергетика, машиностроение, космос, ядерная энергетика, считает депутат. В том, что касается акцента на высокотехнологичное производство, с Медведевым можно согласиться, тем более что у России есть необходимый задел, добавляет Дмитриева.
Главной движущей силой инноваций является конкуренция, напоминает начальник аналитического отдела банка БФА Денис Демин. А в России, пока нефтегазовый сектор обладает 30-40-процентной рентабельностью, это невозможно: человек, которому и так неплохо живется, не будет предпринимать никаких радикальных шагов.
Вместо рыночной конкуренции возникает конкуренция за доступ к государственным ресурсам, добавляет эксперт. А государство, как известно, плохой инвестор, — в наших условиях получается заинтересованность в освоении средств, а не в эффективности и рентабельности.
Не стоит ожидать прорывного изменения структуры экономики, резюмирует Демин. Хотя постепенное ее изменение уже идет – и скорее не благодаря, а вопреки действиям государства.