Андрей Степаненко и Дмитрий Куракин хотят вернуть на землю коттеджного поселка лыжную трассу

Бывшие коллеги по Смольному Андрей Степаненко и Дмитрий Куракин объединили усилия, чтобы вернуть в ведение военных спортсменов лыжную трассу в престижном пригороде Петербурга.

Генеральный директор Российского аукционного дома и по совместительству глава Федерации лыжных гонок Петербурга Андрей Степаненко заручился поддержкой своего бывшего коллеги по Смольному Дмитрия Куракина в споре за сохранение от застройки лыжной трассы в районе Токсово. Как стало известно "ДП", в должности руководителя имущественного департамента Минобороны Дмитрий Куракин намерен бороться за возвращение трассы, которая активно застраивается коттеджами, в собственность военных.

Треть лыжни под застройку

Исторически трасса находилась в бессрочном пользовании Спортивного клуба армии (СКА) и занимала 164 га земли военной части в Токсово. Начиная с 2006 года от нее было отрезано и пущено под застройку коттеджами около 60 га (рыночная цена этой земли, по оценке АРИН, составляет $12–15 млн).
В 2006 году прямо на трассе на участке 4 га были заложены фундаменты под 21 коттедж. В то время спорткомплекс СКА возглавлял Игорь Казьмин (сейчас он занимает пост президента Федерации лыжных гонок Ленобласти). На вопрос "ДП", как земля спортивного объекта попала на рынок, он заявил, что к продажам отношения не имеет. Участки приобрели три физлица по цене 20 тыс. евро за сотку. Среди них Алексей Казьмин — бывший президент ОАО "Выборгская целлюлоза". В беседе с "ДП" бизнесмен заявил, что экс–руководитель комплекса СКА Игорь Казьмин ему не родственник, а просто однофамилец."И участки я давно продал", — утверждает он. В 2009 году по решению Росимущества по Ленобласти еще часть лыжни перешла на баланс садоводства "Южный склон" под председательством все того же Игоря Казьмина. Участки там тоже распродавали под строительство частных домов. На данный момент южный склон застроен полностью.

Хозяин без бумаги

В 2010 году военная прокуратура признала застройку трассы незаконной, но, поскольку конечные покупатели участков закон не нарушали, право на землю они сохранили.
В беседе с "ДП" новый руководитель имущественного департамента Минобороны Дмитрий Куракин (до минувшего лета он занимал пост главы КУГИ Петербурга) высказал мнение, что данной темой в силовом ведомстве просто до сих пор никто с должным усердием не занимался. "Я пока не разобрался, почему борьба за актив была остановлена", — признался он, но законность передачи земли муниципалитету и продажи ее частникам, на взгляд чиновника, не бесспорна. "В ближайшее время Минобороны проведет проверку ситуации: с выездом на место, установкой границ участка и выяснением, как он используется. После этого станут ясны судебные перспективы возвращения земли в федеральную собственность. Мы готовы за нее бороться", — заявил он.
Дмитрий Куракин также добавил, что Минобороны уже ведет проверки по другим территориям Ленобласти, в частности по Морозовскому лесничеству и Ржевскому полигону. "Пользуясь тем, что на этих территориях не было грамотного кадастрового учета, органы местного самоуправления предоставляли их новым собственникам, как не разграниченные", — говорит он. Федерация в результате лишилась тысяч гектаров. "Парадокс в том, что земля принадлежит Минобороны, но документов на нее у нас нет. Зато они есть у конечных покупателей. Будем разбираться", — заявил чиновник.
В пресс–службе Росимущества по Ленобласти на запрос "ДП" о перспективах суда с Минобороны не ответили, а глава администрации Токсово Леонид Колесник заявил, что распродажу земли трассы СКА, которая происходила до его назначения, считает неправильной. "Лыжню нужно сохранить", — говорит он.

Спортивный регион

Общая протяженность лыжных трасс под Петербургом — около 100 км. (Для сравнения: в районе норвежской столицы Осло, где проживает 0,8 млн человек, их протяженность — 2,5 тыс. км). Длина лыжни в Токсово — 10 км (можно расширить до 50 км одним кругом). Каждый сезон там бесплатно занимается спортом около полумиллиона любителей и профессионалов, до 2003 года здесь даже проходили этапы Кубка мира по лыжным гонкам.
Пользователем трассы является СКА. Участники рынка сообщили, что денег на ее содержание клубу хватает с трудом, но начальник СКА Петербурга Александр Бурцев это опроверг. "Клуб ежегодно выделяет достаточно средств на эти мероприятия", — заявил он, но точную сумму не раскрыл.
Известно, что содействие в подготовке трассы к соревнованиям СКА оказывает Федерация лыжных гонок Петербурга во главе с генеральным директором Российского аукционного дома и бывшим коллегой Дмитрия Куракина по Смольному Андреем Степаненко. "На эти цели в год мы расходуем около 2,5 млн рублей спонсорских, небюджетных средств", — утверждает он. По словам Андрея Степаненко, все, что происходит с трассой в последние годы, ставит ее существование под угрозу. "Это особенно дико в преддверии зимней Олимпиады в Сочи", — говорит он. После решения имущественных вопросов по линии Минобороны, по его словам, федерация будет ходатайствовать о передаче трассы в Токсово на баланс Петербурга.

Город и область будут рады

Современного лыжного стадиона в городе действительно нет. Новую трассу в районе базы "Прибой" под Зеленогорском на участке 3 га только проектируют (срок сдачи объекта — 2015 год). В комитете по спорту Смольного уточнили, что в этом году на работы будет выделено из бюджета около 150 млн рублей, а общая стоимость объекта, по оценке источников "ДП", превысит 170 млн рублей.
Трасса в Токсово, по мнению Андрея Степаненко, обойдется городу гораздо дешевле: нужно вложить 20 – 30 млн рублей, чтобы подтянуть ее до уровня международных стандартов. В комитете по спорту заявили, что пока предложений взять трассу в Токсово на баланс к ним не поступало. "Но мы открыты для общения", — говорит и.о. начальника отдела развития материальной базы и строительства комитета по спорту Смольного Анастасия Кузенкова.
Кстати, если Петербург откажется брать трассу на баланс, ее могут предложить правительству Ленобласти. Там в комитете по спорту "ДП" сказали, что региону было бы интересно получить такой объект.
То, что происходит сейчас на трассе в Токсово, на мой взгляд, выглядит как самозахват. Я на этой лыжне тренируюсь с 1983 года, и мне больно смотреть, как ее год за годом разрушают. Буду рад, если усилиями Минобороны удастся остановить этот процесс. Если регион потеряет крупный спортивный объект с международной репутацией, будет очень обидно. Тем более что его еще можно сохранить для больших соревнований. Это единственная трасса для марафонских гонок в регионе. Там есть условия для занятий маунтинбайком и альпинизмом. Нельзя ее терять! Если у нынешнего собственника трассы нет возможности ее содержать, нужно передать объект тем, кто будет его финансировать.
Владимир Драчев
4–кратный чемпион мира по биатлону
Если есть вступившее в силу решение судав отношении права собственности на участки земли, единственная возможность его оспорить — отменить судебное решение, а это маловероятно. Если говорить о перспективах оспаривания передачи земли Минобороны в муниципальную собственность по решениюФАУГИ, то тут надо учитывать, что срок исковой давности по таким делам — 3 года. Также нужно выяснить функциональное назначение земли лыжной трассы. Если она не предназначена под коттеджную застройку, это может быть основанием для оспаривания разрешительных документов. Тут можно вспомнить ситуацию с элитным поселком "Речник" в Подмосковье, который возник в водоохранной зоне, где вообще ничего строить нельзя, и в результате был снесен.
Игорь Гущев
партнер юрфирмы "Дювернуа Лигал"
Токсово — уникальное по ландшафту место для лыжного спорта. Мы там завершаем строительство федеральной учебно–тренировочной базы зимних видов спорта "Орлиная гора". Первая очередь проекта стоимостью 3,6 млрд рублей уже введена в строй. А полностью стройку закончим до конца марта. Заказчик — ФГУП "Спорт Инжиниринг", наш институт — застройщик и балансодержатель объекта, а средства выделял федеральный бюджет. Лыжную трубу с выходом на стрельбище и трамплин на базе используют только профессиональные спортсмены. А лыжероллерная трасса доступна для всех желающих. По документам у нас там 35 га. Но часть территории сейчас занята коттеджами. В лихое время землю распродавали чиновники в местных советах. Мы тоже пытаемся оспаривать эти сделки в судах.
Александр Федотов
проректор ГУФК им. Лесгафта