Как победить колейность

Автор фото: Trend/Евгений Иванов

Ограничить использование шипованной резины, изменить нормативы и активнее внедрять новые технологии.

Технология производства асфальтобетонных смесей в Петербурге практически не отличается от западной, и по качеству российский асфальтобетон может успешно конкурировать с импортными аналогами, убежден начальник отдела научно-технического сопровождения ЗАО "Институт "Стройпроект" Николай Беляев.
Однако, сравнивая состояние дорог в России и за рубежом, сложно убедить себя в схожести технологий. Экс­перты видят причину не в качестве полотна, а в том, как оно используется.
"Эксплуатация дорог в России гораздо жестче, поэтому физический износ у нас сильнее, - считает Николай Беляев. - Усиливают колейность интенсивное и высокоскоростное движение - парк автомобилей вырос в несколько раз по сравнению с 1990-ми годами, также в России дорожная сеть развита слабее, чем на Западе, и нагрузка на дороги, в том числе и весовая, у нас выше. Свою роль играет климат - чем ниже температура, тем выше износ, а зимой против гололеда применяют агрессивные для асфальтобетона химические реагенты".
Николай Беляев добавляет, что весьма способствуют износу, а значит, и образованию колейности шипованные шины: "Отказаться от них нельзя, это вопрос безопасности дорожного движения, а вот регламентировать срок использования шипованной резины с 1 ноября по 20 апреля и ограничить использование тяжелых шипов пора уже давно".

Больше слоев - не выход

Профессор кафедры автомобильных дорог СПбГАСУ Борис Карпов полагает, что предотвратить образование колейности должно массовое внедрение современных дорожных конструкций.  
"Сейчас с колейностью пытаются бороться тем, что укладывают три слоя асфальта, но чем толще слой асфальтобетона, тем сильнее будет колея. У дороги, устойчивой к колееобразованию, жесткое фрагментированное основание с тонким слоем асфальтобетонного покрытия", - говорит Борис Карпов.
Однако сегодня новые конструкции массово не внедряются, так как дорожные строители вынуждены работать по устаревшей нормативной базе - федеральным СНИПам, ориентированным на технические и социальные стандарты 1980-х годов. Сейчас эти документы активно перерабатываются и модернизируются, но не так быстро и радикально, как хотелось бы бизнесу.
На Западе, чтобы предотвратить колейность, действуют системно. Европейские страны выработали ряд методов испытания асфальтобетона, наиболее известный среди них шведский PRALL. Суть этого подхода - выявление наиболее износостойких составов асфальтобетонов на его опытных образцах.
В Петербурге подобная методика разработана в ЗАО "Институт "Стройпроект" в рамках госконтракта с Федеральным дорожным агентством Росавтодор. Методика определяет степень износостойкости асфальтобетонного покрытия под действием шипованных шин.
По словам авторов, экономический эффект от применения методики может достигать 15-20 млрд рублей в год только на федеральных автодорогах за счет увеличения долговечности дорожных покрытий.

Сетка повышает прочность

Над решением проблемы дефектов дорог активно работают не только теоретики, но и практики.
Так, компания ЗАО "ПО "Возрождение" при капитальном ремонте пр. Добролюбова первой на Северо-Западе России опробовала технологию холодного ресайклинга, которая стабилизирует основание дороги. (Существующее основание перерабатывается повторно с добавлением вяжущих материалов, в результате дорожное полотно служит заметно дольше, а срок реконструкции дороги сокращается примерно в 3 раза.)
"К сожалению, о применении ресайклинга можно говорить только как об экспериментальном, нормативной базы под эту технологию в России пока нет", - говорит Анна Медведева, начальник отдела по связям с общественностью ЗАО "ПО "Возрождение".
По данным Дмитрия Пахаренко, главного технолога "ЗАО "ВАД", компания первой стала применять технологию армирования дорожной одежды с использованием импортной стальной сетки.
Устройство армирующей прослойки (слой из эмульсионно-минеральной смеси "Сларри сил" толщиной 10-15 мм, внутри которого уложена специальная стальная сетка Mesh Track) повышает несущую способность дорожной конструкции и предотвращает появление отраженных трещин на асфальтобетонном покрытии.