Министр образования Дмитрий Ливанов снялся в ролике, пропагандирующем усыновление. Один из детей министра – приемный. Единственной пользой от закона, запрещающего усыновление русских сирот американцами, может стать внимание к этой теме – и серьезное изменение ситуации с сиротами и детдомами.
Министр образования Дмитрий Ливанов снялся в ролике, пропагандирующем усыновление. Ссылку на ролик министр оставил в своем блоге в Твиттере.
"Научиться преодолевать свои страхи. Научиться видеть самое важное. Научиться делиться самым ценным. Стать приемной семьей — для счастья", — такие слова произносит закадровый голос.
В съемках участвовала вся семья Ливанова — жена и трое детей. По некоторым данным, один из детей министра — приемный.
В среду Совет Федерации вслед за Госдумой утвердил так называемый "антизакон Магнитского", запрещающий в том числе усыновление русских сирот американцами. Для его вступления в силу нужна только подпись президента.
В США "закон Магнитского" был принят двумя неделями ранее. Он вводит санкции в отношении чиновников, причастных к смерти юриста Hermitage Capital, а также в отношении участников раскрытых им преступных сообществ. В Кремле такой закон сочли недружественным вмешательством во внутрироссийские дела.
Если в Госдуме несколько депутатов проголосовали против, то в верхней палате все были "за". Кремль очень настаивал на том, чтобы поддержали закон и "оппозиционные" фракции. Единственным способом выразить противоположную точку зрения было не голосовать, что и сделали несколько сенаторов, в том числе Людмила Нарусова и Лариса Пономарева.
Владимир Путин
уже пообещал подписать закон, хотя и оговорился, что ему еще нужно его прочитать. До какой степени президент обращает внимание на протесты многочисленных общественных деятелей, неясно. Но против закона высказываются уже не только правозащитники, но также министры и народные артисты.
В противники закона записались, в частности, вице-премьер Ольга Голодец, министры Сергей Лавров, Дмитрий Ливанов и Михаил Абызов, политики Михаил Прохоров и Алексей Кудрин, актер Константин Хабенский, а также президентский совет по правам человека, детский фонд ООН и еще целый ряд общественных организаций.
Эксперты уверены, что запрет на американское усыновление принесет России в основном вред. Теория о том, что русских сирот убивают в Америке больше, чем в самой России, не выдерживает проверки социологией. Детей этим законом просто лишают одного из шансов на достойную жизнь, а также используют их в качестве инструмента политической борьбы, говорят противники принятия закона.
И есть только один плюс в его принятии. Он состоит в том, что в результате обсуждения "антизакона Магнитского" граждане стали обсуждать и тему сирот и детских домов. И выяснили, что в стране 700 тысяч сирот, что в детдомах живут 105 тысяч детей, что желающих усыновить гораздо меньше, чем сирот. Есть и еще более печальная статистика: ежегодно жертвами насилия становятся 100 тысяч детей, в наркоманов и алкоголиков превращаются почти 40% выпускников детских домов и школ-интернатов, 10% детей из детских домов кончают жизнь самоубийством.
Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов говорит, что детских домов в России быть не должно, что лучшее место для жизни ребенка — это семья и что государство должно приложить все усилия для преодоления этого "позорного наследия прошлого". Но пока неясно, до какой степени государство считает решение этой проблемы важной для себя целью и планирует ли реальную работу, а не только пиар.
Наблюдатели говорят, что смягчение требований к приемным родителям, проведение масштабной кампании, а также повышение компенсаций для приемных родителей поможет изменить ситуацию в значительной степени. Чтобы поощрить усыновление, нужно сохранение льгот, которые полагаются сиротам, добавляет уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Светлана Агапитова.
Госдума рассчитывает начать процесс смягчения требований к приемным родителям и повышения им компенсаций сразу после Нового года. Если депутаты, вопреки обыкновению, утвердят адекватный перечень мер, а пропагандистская кампания будет продолжена, ситуация и в самом деле может измениться.
Самое главное — чтобы внимание к этой проблеме не осталось кратковременной кампанией, модой, как это иногда бывает в России, отмечает политолог Станислав Еремеев: "Эта тема должно быть в центре внимания общества не только сейчас. Можно надеяться, что по мере взросления общества и роста благосостояния эта проблема будет постепенно решаться. Что повышение сытости не приведет к уменьшению совести".