Эксперты обсуждают сверхфинансирование правительством "оборонки" и МВД

Автор фото: итар-тасс

Эксперты обсуждают одобренный в пятницу федеральный бюджет на 2013 год. Лучше всего по традиции будут финансироваться Министерство Обороны под руководством Сергея Шойгу и МВД Владимира Колокольцева. Ближайшее по расходам Минобрнауки потратит в четыре раза меньше.

В пятницу Госдума в третьем чтении одобрила закон "О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014–2015 годов". Объем доходов бюджета в следующем году планируется на уровне 12,87 трлн рублей, расходы по прогнозам чиновников составят 13,39 трлн рублей. В итоге дефицит бюджета составит 521,41 млн рублей. Расчеты основаны на уровне инфляции не более 5,5% и объеме ВВП в 66,51 трлн рублей.
Перед вторым чтением в проект бюджета были добавлены 163 поправки, касающиеся распределения 170 млрд рублей. Был дополнительно профинансирован социально-культурный сектор, 22 млрд выделили на увеличение фундаментальных прикладных научных исследований, около 11 млрд ушли на дополнительные нужды Минздрава и Минобразования. Еще 5 млрд распределили на поддержку тех областей, которые ее требовали в связи со вступлением России в ВТО — легкой и текстильной промышленности, сельскому хозяйству и т.д.
Лидерами финансирования по традиции стали оборонные и силовые структуры. Министерство обороны, ныне возглавляемое Сергеем Шойгу, в 2013 году сможет потратить 1,36 трлн рублей. Не сильно от оборонного сектора отстало МВД — ведомству Владимира Колокольцева в следующем году можно будет израсходовать около 1,1 трлн рублей. Ближайший "конкурент" этих ведомств — Минобрнауки под управлением Дмитрия Ливанова — будет довольствоваться скромными 391,5 млрд рублей.
Эксперты отмечают, что такой явный перевес силового сектора и "оборонки" в потоках финансирования является вполне традиционным для нашей страны и даже не несет в себе никакого сакрального смысла.
"Нарастание силовых бюджетов в целом достаточно привычно, давно уже аналитики не пытаются это анализировать. Сейчас наблюдается рост расходов как на оборонный сектор, так и на МВД — каких-то объективных причин для сверхфинансирования последнего ведомства искать не стоит, это не связано с протестными настроениями или стремлением правительства удержать власть", — уверен политолог Михаил Виноградов.
В то же время аналитики отмечают, что то, что на эти два ведомства приходится львиная доля финансирования из федерального бюджета, само по себе является нехорошим признаком. Причем отследить объем реально затрачиваемых на Минобороны и МВД средств не представляется возможным.
"Существующая конфигурация власти такова, что силовики играют в ней значительную роль, власть опирается и на эти структуры, хорошо их финансирует. В бюджете заложены также расходы Минфина, которые идут в том числе и по статьям секретным, которые также могут касаться "оборонки" и МВД и подпадать под понятие гостайны. Об объемах этих средств можно только догадываться", — отмечает Александр Батушанский, глава КГ "Решение".
Эксперты, впрочем, указывают и на то, что многие шаги правительства по стимулированию экономики или инвестированию в инфраструктуру и социальный сектор остаются незамеченными. При этом и само правительство особо не стремится афишировать меры, на которые оно идет для стимулирования экономики.
"Финансирование оборонных ведомств стимулирует инвестиции — это самый близкий путь к тому целевому порогу инвестиций на уровне 7–8% ВВП, который устанавливало для себя правительство. Действительно, федеральный бюджет сокращается за счет социального сектора, но при этом растут региональные, так что консолидированный бюджет фактически остается на том же уровне. Просто государство стремится к сбалансированным мерам стимулирования", — считает экономист Александр Осин.
Аналитик также отмечает, что иногда государство участвует в процессе инвестирования лишь косвенно. Так, 1 трлн из Пенсионного фонда после долгих споров решили все-таки вложить в инфраструктурные облигации, т.е. отправить на строительство дорог и в помощь РЖД. Инвестиции Фонда национального благосостояния будут ориентированы на внутренний рынок. Инвестиционная же программа госкомпаний в следующем году разрастется до 1% ВВП.