Эксперты обсуждают перспективы создания в центре Москвы правительственного квартала

Автор фото: итар-тасс

Дмитрий Медведев хотел выселить чиновников за МКАД, а Владимир Путин допускает, что они не просто останутся в центре города, но и получат отдельный правительственный квартал. Жителям, конечно, будет проще, если выберут "вариант Медведева". Но руководствоваться будут вовсе не этим.

В центре Москвы рядом с Кремлем может быть построен парламентский центр и правительственный квартал. Об этом в среду рассказал глава управления делами президента Владимир Кожин.
Как пояснил чиновник, цель проекта — концентрация всех ключевых министерств и ведомств на одной территории и экономия времени при передвижении.
В 2011 году тогдашний президент Дмитрий Медведев инициировал проект переезда федеральных органов власти в так называемую Новую Москву, а именно — поселок Коммунарка в 5 км от МКАД. Проект правительственного квартала в центре столицы прорабатывается по поручению Путина.
Другими словами, вслед за отменой многих других инициатив и идей Медведева может быть отменена и эта. Хотя пока, по словам Кожина, речь идет только о том, что наряду с тем поручением надо проработать и это и "все посчитать".
А добираться до работы чиновники смогут на вертолетах. Во вторник пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков рассказал, что президент, чтобы не мешать москвичам, обычно из Ново-Огарево летает. Вертолетов в стране много, эту практику можно и нужно расширять, как считает Кожин.
Самый напрашивающийся вопрос к этому проекту — где в центре Москвы взять место для нового правительственного квартала. Плотность застройки такова, что без сноса не обойтись. А это вызовет градозащитные скандалы на ровном месте.
Часть экспертов полагает, что если собрать чиновников в одном месте, качество их работы и в самом деле повысится. "На единой территории, хоть за МКАД, хоть в центре, управление и логистика проще и дешевле", — говорит член Общественной палаты, политолог Сергей Марков.
Больших трат на переезд эксперт предлагает не бояться: "Они будут уравновешены тем эффектом, который принесет лучшая управляемость. Проблема, скорее, будет в другом – в нежелании чиновников и министров переезжать с насиженных мест".
Другие наблюдатели полагают, что эффективности работы чиновников от переезда не будет ни холодно, ни жарко, а задумана вся эта затея для того, чтобы освоить некоторое количество бюджетных миллиардов, выделенных на переезд и заработанных от продажи прежних зданий.
Строители пока не спешат комментировать идею создания правительственного квартала. В компании "Главстрой" отмечают, что обсуждать переезд преждевременно, пока еще не ясно, что и где собираются строить.
Эксперты рынка полагают, что строить нужно за МКАДом: "Нужно идти по американскому пути. Там столицы штатов не в самых крупных городах, бизнес живет отдельно от власти. Это поможет и бороться с коррупцией, чем меньше близости, тем лучше. Не говоря уже о том, насколько проще станет передвигаться по городу", — говорит глава Colliers International в России Николай Казанский.
В свою очередь блогеры отмечают, что идея собрать всех чиновников в одном месте пахнет средневековьем: "На ранней стадии развития индустриального общества в городах были целые кварталы мастеровых разного профиля. Развивающееся в России корпоративное право идет в ногу с тем временем. Корпорация судей, корпорация спецслужб, корпорация чиновников, корпорация госмонополий. Осталось поселить всех в отдельные кварталы. Мы все дальше от гражданского общества", — пишет a_kosovski.
Идея создания правительственного квартала преследует в том числе и цель минимизировать количество пробок в центре Москвы. Вместе с тем есть сомнения в том, что если вместо нескольких десятков маленьких ведомств появится одно огромное, то число пробок снизится.
С другой стороны, можно будет сэкономить на пересылке документов из ведомства в ведомство, также сократится число поездок чиновников с мигалками из одного министерства в другое, как отмечает председатель Комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов.
С точки зрения москвичей, разумеется, вариант исчезновения чиновников из центра города и направления их за МКАД предпочтительнее. Также понятно, что этого не хотят сами чиновники. В то же время на пути создания "правительственного квартала" слишком много проблем. Ожидается, что дело закончится разговорами.