Цены на бензин продолжают расти быстрыми темпами

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

Бензин в сентябре подорожал на 2% - вчетверо больше, чем в августе. Чиновники и нефтяники по-прежнему держат в неведении и потребителей, и операторов АЗС относительно возможного дефицита. Эксперты считают, что причиной всему - недостаток НПЗ и увеличение акцизов, вызвавших рост оптовых цен.

Стоимость топлива продолжает увеличиваться: по данным Росстата с января по сентябрь цены выросли на 4%. При этом только за сентябрь рост составил 2%, с 24 по 30 сентября цены поднялись на 0,7%, а со 2 по 8 октября – на 0,8%. Как видно из этих цифр, рост стоимости набирает темп. Самым дорогим остается топливо на заправках "Лукойла", который за неделю уже дважды поднял цены.
О последней перемене в стоимости компания объявила только вчера: бензин и дизельное топливо на заправках "Лукойла" подорожают на 15 копеек за литр. На московских его московских АЗС, по расчетам компании, цена Аи-95 и дизельного топлива добралась до 31,22 рублей за литр, а Аи-92 – 28,57 рублей. В целом с начала октября бензин и дизельное топливо на заправочных станциях "Лукойла" подорожали на 30 копеек.
Кроме "Лукойла" цены поднимали также "Татнефть", "Сургутнефтегаз", ТНК-ВР, "Роснефть" и те компании, которые для своих АЗС приобретали топливо у этих компаний. Аи-95 в среднем подорожал с 28,65 рублей за литр на конец сентября до более чем 31 рубля на настоящий момент. Цены на дизельное топливо выросли в среднем с 27,64 рублей за литр до 30,88 рублей.
Рост цен в основном связывают с остановкой нескольких крупных нефтеперерабатывающих заводов в разных районах страны. В частности, ремонт на Московском НПЗ заставил завод сократить объем выпускаемой продукции, а также, по неподтвержденной информации, прекратить продавать топливо частным операторам АЗС.
Тяжелее ситуация в Приморье – там также приостановил свою работу местный НПЗ, и водители уже начали испытывать проблемы с заправкой. В некоторых городах Карелии бензин уже продают по талонам.
В конце сентября чиновники уже предупреждали о подобном развитии событий. «Возможно возникновение локального регионального дефицита автобензина в октябре—ноябре», - сообщал тогда глава Минэнерго Александр Новак. Связывал он эту ситуацию как раз с остановкой ряда НПЗ и увеличением спроса на топливо. Часть эксперта в качестве причины также называют недостаток действующих заводов или их малую мощность.
"НПЗ сейчас работают на пределе мощностей, и то частично мы импортируем топливо из Украины и Белоруссии. Сейчас компании занимаются не строительством новых заводов, а модернизацией старых, что, конечно, дешевле, но и не решит проблему в долгосрочной перспективе. В перспективе мы можем столкнуться и с хроническим дефицитом", - считает Денис Демин, начальник аналитического отдела банка "БФА".
Эксперт также уверен, что нельзя в повышении цен винить только нефтяные компании: они вынуждены повышать цены и по ряду объективных причин. Например, в предвыборный период цены на нефтепродукты были намерено "заморожены" государством, так что сейчас потребитель имеет дело с отложенным ростом цен. По мнению Дениса Демина, чтобы компаниям хватило средств на строительство новых НПЗ, их чистая прибыль с каждого литра бензина должна быть на 5-7 рублей выше текущей.
Впрочем, специалисты нефтяного рынка уверены, что даже при восстановлении полноценной работы всех заводов потребителю не стоит ждать коррекции цен.
"Согласно официальным данным, темпы роста цен на бензин с начала года пока отстают от ИПЦ по стране. Так что едва ли можно рассчитывать на существенное снижение цен по факту увеличения поставок топлива. Напротив, весьма вероятно, что до конца календарного года мы станем свидетелями еще одного всплеска цен", - полагает Василий Копосов, аналитик ИГ "Энергокапитал".
Есть и другое мнение относительно предпосылок сложившейся ситуации: Денис Борисов, эксперт НОМОС-банка по нефтегазовому рынку напоминает, что Минэнерго вот уже несколько лет заранее предупреждает о сроках модернизации на НПЗ, поэтому этот фактор вряд ли мог оказать существенное влияние. Эксперт также говорит об отложенном росте цен.
"Розничные цены должны были повыситься вслед за оптовыми, которые росли еще в конце июля. Кроме того, с 1 июля увеличились акцизы. Чтобы снова сделать свой бизнес прибыльным, операторы АЗС должны были вывести свою маржу на комфортный уровень в 10-15%. Говорить о дефиците, конечно, преждевременно, такого, как весной прошлого года, конечно, не будет, но цены еще вырастут в среднем на 3% в краткосрочной перспективе", - уверен он.