Экс–владельцы "Ленты" Август Мейер и Дмитрий Костыгин купили контрольный пакет "Улыбки Радуги"

Автор фото: Группа "Улыбки радуги" Вконтакте

Экс-владельцы "Ленты" Август Мейер и Дмитрий Костыгин приобрели 51% ЗАО "Торговый дом "Эра", владеющего сетью магазинов "Улыбка Радуги". По оценке экспертов, сумма сделки могла составить $35–40 млн.

Август Мейер и Дмитрий Костыгин приобрели­ 51% ЗАО "Торговый дом "Эра", владеющего крупнейшей на Северо–Западе сетью магазинов–дрогери "Улыбка Радуги". Продавцами акций выступили ЕБРР, инвестиционный фонд "Квадрига Капитал Россия" и основатели сети. Сделка закрыта в конце сентября. В роли финансового консультанта выступил московский инвестиционный банк "Тайга Капитал". По оценке экспертов, сумма сделки могла составить $35–40 млн.
Новый актив в портфеле
Основное направление деятельности ТД "Эра" — дистрибуция товаров бытовой химии, парфюмерии и косметики, средств личной гигиены и товаров для дома. Розничный актив — сеть "Улыбка Радуги" занимает не более 20% в общей выручке компании, считают эксперты.
"Улыбка Радуги" — четвертый розничный актив бизнес–партнеров Августа Мейера и Дмитрия Костыгина, приобретенный после продажи 44% ООО "Лента" в 2011 году за $1,1 млрд.
Сегодня "Улыбка Радуги" — крупнейший ретейлер формата дрогери на Северо–Западе. На 1 октября 2012 года сеть насчитывала 256 магазинов, из них более 84 — в Петербурге. Магазины работают на арендованных площадях, площадь каждого из них — 150–200 м2. Ассортимент магазина, в котором представлены такие категории товаров, как декоративная косметика, парфюмерия, бытовая химия, насчитывает около 9 тыс. наименований. Сеть ориентирована на сегмент потребителей со средним доходом. Для сравнения: ближайший конкурент петербургская сеть "Спектр", которую в 2005 году приобрел мировой оператор A. S. Watson, насчитывает 52 магазина, ее ассортимент — 12 тыс. наименований.
Дмитрий Костыгин и основатель банка "Тайга Капитал" Вячеслав Смеркис подтвердили информацию о закрытии сделки.
В результате 51% приобрели Дмитрий Костыгин и Август Мейер, а 49% остались у основателей компании, среди которых генеральный директор Андрей Трубицин.
По словам Дмитрия Костыгина, формат дрогери достаточно перспективен и в ближайшее время сеть будет наращивать свою долю в регионах присутствия, а также выходить в новые города.
Основатель "Улыбки Радуги" Андрей Трубицин останется в роли генерального директора компании.
По мнению Вячеслава Смеркиса, фонд "Квадрига Капитал Россия" продемон­стрировал очень успешный выход из инвестиции, сделанной более 10 лет назад.
Давние партнеры
Август Мейер и Дмитрий Костыгин знакомы с 2001 года. Именно тогда Август Мейер приобрел 33% акций сети "Лента". Дмитрий Костыгин к 2011 году владел примерно 2% акций "Ленты".
После продажи сети Август Мейер и Дмитрий Костыгин инвестировали в розничные активы уже более $235 млн. Так, бизнесмены приобрели 45% ЗАО "Юлмарт" (онлайн– и офлайн–торговля электроникой и бытовой техникой), 40% обувной сети Obuv.com, 51% парфюмерно–косметической сети "Рив Гош". Кроме того, бизнесмены владеют ООО "Биг Бокс", которое занимается покупкой земельных участков под строительство продуктовых дискаунтеров.
Эксперты отмечают, что сфера розничной торговли инвестиционно привлекательна тем, что в ней всегда есть потребитель с живыми деньгами.
По словам аналитика БФА Кирилла Куриленко, на Северо–Западе очень высока конкуренция во всех секторах розничного бизнеса и любые инвестиции в ретейл должны предполагать проработанную стратегию развития, иначе компания не выдержит конкуренции. При этом доходность магазинов дрогери ниже по сравнению с продуктовыми, по­этому в этом сегменте надо тщательно прорабатывать ассортимент и иметь сильное операционное управление.
Непаханное поле
В России формат дрогери развит не так сильно, как в Европе и Америке.
Лидирующие позиции в стране занимают краснодарские сети "Санги Стиль" (более 700 магазинов) и "Магнит–Косметик" (436 магазинов), считает генеральный директор "INFOLine–Аналитики" Михаил Бурмистров, оценивающий этот рынок в 2011 году более чем в 500 млрд рублей.
В Петербурге в этом сегменте, кроме "Улыбки Радуги" и "Спектра", работают "Скарлетт" (12 магазинов) и "Южный Двор" (10 магазинов). С 2011 года на этот рынок вышла продуктовая сеть "Магнит". Так, на 1 октября 2012 года на Северо–Западе открыто уже 43 магазина "Магнит­Косметик". В 2012 году компания намерена открытьболее 560 магазинов в России, сколько из них откроется в нашем регионе — в "Магните" не раскрывают.
"Формат дрогери сам по себе не является трафикообразующим, поэтому мы стараемся "Магнит–Косметик" открывать рядом с продуктовыми магазинами", — сообщили в компании.
ООО "Любавушка", оператор сети "Полушка", пыталось запустить сеть в формате дрогери еще в 2007 году, однако, открыв пять магазинов "Желтая зебра", свернуло этот проект.
В этом году на рынок косметики и парфюмерии вышел ТД "Интерторг". Компания открыла в Петербурге три магазина под брендом "Космостория".
По мнению руководителя отдела исследований Jones Lang Lasalle в Петербурге Вероники Лежневой,­ такие магазины должны располагаться в густонаселенных районах, поскольку их аудитория — это люди, проживающие в радиусе одного–двух кварталов. Также их целесообразно открывать в центральных районах города, так как там мало супермаркетов и гипермаркетов.
Сегодня магазинов такого формата недостаточно, потребность в них высока,­ и потенциал для развития­ рынка дрогери в России очень высок, считают в "АйБи Групп". Однако, по словам генерального директора сети "Спектр" Андрея Мельникова, в Петербурге этот рынок очень конкурентен за счет большого числа гипермаркетов и супермаркетов. По его оценке, рынок растет на 6–7% в год.