Автодилеры расправляют крылья

Автор фото: Trend/ Виктория Ламзина
Россия, Санкт-Петербург. Автомобильный завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус».

Российская компания впервые в российской истории обязала через суд дистрибьютора автомобилей Hyundai заключить с ней дилерский договор. Петербургские авторетейлеры ожидают, что решение суда поможет снизить зачастую неоправданные требования автопроизводителей к оформлению салонов. Но пострадать может в итоге конечный потребитель.

Арбитражный суд Москвы обязал российского дистрибьютера марки Hyundai компанию "Хендэ мотор СНГ" заключить дилерский договор с компанией "Модус-Новороссийск" и возместить ей 1,97 млн рублей ущерба.
Группа "Модус" — крупнейшая дилерская группа на юге России, входит в топ-25 крупнейших дилеров страны. В ее активе 36 дилерских центров и две площадки по продаже автомобилей с пробегом. По данным "Автобизнес ревю", выручка "Модус" от продажи и обслуживания автомобилей в 2011 г. составила 12,58 млрд руб.
В конце 2009 г. "Модус-Новороссийск" и "Хендэ мотор СНГ" подписали протокол о намерениях. Согласно документу, российская компания обязалась построить в Новороссийске дилерский центр марки Hyundai. А дистрибьютер — заключить ней дилерский договор на продажу и обслуживание Hyundai. Согласно материалам дела, "Модус-Новороссийск" все условия выполнил, включая выбор рекомендованного подрядчика и рекомендованных материалов.
Согласно материала иска, компания готова была открыть автоцентр в сентябре 2011 года, но Hyundai уклонилась от заключения договора. И из-за этого "Модус-Новороссийск" несет убытки в связи с необходимостью содержания неработающего центра. С 1 сентября по 1 ноября 2011 года расходы предприятия составили 1,97 млн рублей.
Во время кризиса "Модус" был одним из основных партнеров Hyundai. Тогда компания сумела открыть сразу семь региональных дилерских центров автомобильной марки. Но, по словам руководства "Модуса", после кризиса дистрибьютер стал предъявлять к дилеру повышенные требования, не предусмотренные условием дилерского договора.
В компании не захотели их выполнять, поэтому "Хендэ" попыталась отозвать у ростовского подразделения своего партнера сервисный контракт. У дилера возникли проблемы с поставками запчастей и новых автомобилей. Поэтому нежелание заключать контракт с новороссийской дочерней компанией "Модуса" скорее всего стало лишь звеном в общей цепи событий.
Несмотря на то, что "Хендэ" иск проиграла, ее руководство не согласно с решением суда. "ООО "Хендэ Мотор СНГ" не считает данное решение окончательным и будет добиваться его отмены в установленном законом порядке", — пояснили в компании.
Проблемой взаимоотношений между дистрибьютерами и дилерами сейчас активно интересуется Федеральная антимонопольная служба РФ. В прошлом году ведомство рекомендовало иностранным автомобильным компаниям заключать договор с дилерами не менее, чем на 5 лет. Сейчас норма — 1 год, за который невозможно окупить вложения ни в один автоцентр. Кроме того, ФАС рекомендовала дистрибьютерам при расторжении контракта представлять "детальную мотивацию" причин и не допускать дискриминационных условий при поставках.
"Решение суда в отношении Hyundai безусловно повлияет на отношения между импортерами и дилерами, — считает генеральный директор ГК "Олимп" (Дилер Hyundai, Mercedes-Benz, Maybach и др.) Евгений Войтенков. — Особенно на фоне действий ФАС".
Хотя, по словам Евгения Войтенкова, у его компании серьезных проблем с дистрибьютерами нет, они все же случаются. В основном по инициативе клерков низшего звена.
"Изменения в сроках договора — это, пожалуй, единственное, на что может повлиять решение, — согласен с конкурентом совладелец холдинга РРТ Олег Барабанов (дилер Hyundai, Chevrolet, Nissan, Subaru и др.) — Три бренда уже готовы пойти на это в новом году. Но в целом я не считаю условия автопроизводителей невыполнимыми".
По мнению Олега Барабанова, конфликты между дистрибьютерами и дилерами чаще возникают из-за того, что последние просто не имеют изначально достаточных ресурсов для этого бизнеса. Поэтому в ход идут различные ухищрения ради экономии — например, попытки открыть временный автоцентр вместо стационарного.
По информации же независимого эксперта петербургского авторынка Сергея Петросяна, необоснованный диктат со стороны дистрибьютеров все же есть. Но применяется он в основном по отношению к монобрендовым дилерам, которые не могут в случае проблем с одним производителем быстро поменять его на другого.
Кроме зачастую неоправданных требований вроде цвета плитки в сервис-румах автоцентров, петербургские дилеры недовольны еще и тем, как происходит процесс выбора новых точек продаж. Например, бывали случаи, когда дилерские центры одной и той же марки, но принадлежащие разным владельцам, появлялись буквально через дорогу. Что естественно приводило к снижению их доходности.
"Я не думаю, что решение суда повлечет за собой волну исков со стороны недовольных компаний. "Модусу" уже скорее всего не сработаться с "Хендэ", и повторить их судьбу вряд ли кто решится. Но теперь производители явно будцт действовать с оглядкой на этот суд и умерят свои аппетиты, — считает Сергей Петросян.
Как считает директор по развитию бизнеса каталога автомобилей "Авто-дилер.ру" Олег Дацкив, случившееся может привести к негативным последствиям для конечного потребителя.
"Если автодилеры получат в свое распоряжение рычаг для давления на дистрибуторов, это может привести к росту цен", — говорит Олег Дацкив.
По мнению эксперта, главное, чего хочет добиться каждый дилер от дистрибутера — установить такие условия, при которых его маржа при продаже автомобиля будет выше. А сделать это можно либо снизив долю прибыли импортера, на что тот никогда не согласится, либо повысив цену на 5-10%.
По данным "Auto-Dealer-СПб", за первые 8 месяцев 2012 года в Санкт-Петербурге продано 8069 автомобилей марки Hyundai, что на 23% больше, чем за тот же период в прошлом году. Компания сейчас занимают седьмую позицию по продажам среди остальных производителей. Самый продаваемый автомбиль компании на сегодняшний день — Hyundai Solaris.