Демонтаж: не стой под стрелой!

Автор фото: Trend/ Игорь Руссак

Почти у всех игроков рынка демонтажа есть собственная техника, но чаще всего речь идет о классических экскаваторах, которые приспосабливают для сноса.

Основную долю рынка демонтажа занимают три компании - ГК "Размах", ГК "КрашМаш" и ООО "Терминатор", которые работают с техникой, специально предназначенной для демонтажных работ, и каждая предпочитает свою марку спецтехники. Самая популярная марка у демонтажников - Komatsu. ГК "КрашМаш" использует технику всех основных марок: Komatsu, Hitachi и Libherr. "Терминатор" традиционно работает на демонтажной технике Hitachi. "За 9 лет работы на рынке наши механики и машинисты досконально изучили ее возможности", - рассказывает генеральный директор компании Кирилл Орт. Группа "Размах" отдала предпочтение технике производства Liebherr. "Эта компания использует индивидуальный подход к разработке самой модели, - говорит коммерческий директор ГК "Размах" Сергей Ефремов. - Мы заказали под себя экскаваторы с определенными техническими характеристиками и навесным оборудованием".
Демонтажные работы оказывают на технику большую нагрузку по сравнению со строительством, поэтому износ оборудования происходит быстрее. Это накладывает определенные требования к надежности машин.
"Некоторые компании предпочитают приобретать технику б/у, но это не выгодно: риск постоянных поломок и затрат на ремонт этой техники гораздо выше, - рассказывает Сергей Ефремов. - Оптимальный срок службы спецоборудования не более 5 лет".
Участники рынка рассказывают, что при демонтаже используется два варианта специальных экскаваторов. Это либо экскаваторы Demolition для сноса высотных зданий, либо стандартные экскаваторы массой от 20 до 45 т. Более легкие экскаваторы работают в уплотнительной застройке, а более тяжелые нужны для масштабных проектов, которых не так много, и экскаваторы эти менее востребованы.
По словам управляющего директора ГК "КрашМаш" Александра Васильева, особенностью является то, что на демонтажной технике устанавливаются стрелы, способные производить демонтаж зданий до 40 м высотой. "При высоте стрелы выше 40 м экскаватор становится слишком неустойчивым, в мире такие экскаваторы используются редко", - отмечает он. Для удобства работы машиниста кабина экскаватора дополнительно откидывается назад на 45 градусов, а на стреле устанавливаются видеокамеры. Вместо ковшей на экскаваторах для демонтажа устанавливаются гидроножницы, а на стрелах до 12 м могут быть установлены гидромолоты.
Вообще, как отмечают в ГК "Размах", сравнивать длину стрелы экскаватора или количество единиц строительной техники у разных компаний не имеет смысла. "В Петербурге большинство площадок не предназначены для работы крупной демонтажной техники, во многие места она просто не проедет", - говорит Сергей Ефремов. В местах плотной застройки, по соседству с памятниками или жилыми районами все работы могут быть приравнены по точности и тонкости к хирургическим операциям. Здесь необходимо придумывать собственные технологии, совмещая ручную разборку с "легкой" техникой.
Например, в этом году "Терминатор" демонтировал восемь зданий бывшего Петербургского машиностроительного завода. Уникальность операции заключалась в том, что необходимо было убрать стену, примыкающую к зданию действующего бизнес-центра на Смоленской ул.
При этом квалифицированных кадров на рынке мало. "Если для работы на экскаваторе в принципе требуется двухлетний опыт, то штурвал разрушителя можно доверить профессионалу с 5-6 летним опытом работы", - объясняет Кирилл Орт.
Компании используют все возможные схемы приобретения техники. "Мы по возможности берем технику в собственность, - рассказывает Александр Васильев. - Мы считаем, что парк специализированной демонтажной техники должен быть свой, а та техника, которая может быть найдена на рынке без проблем (самосвалы, обычные экскаваторы и т.п.), может быть взята и в лизинг".
Компания "Терминатор" приобретает технику за собственные средства при достаточно высоком обороте и объеме заказов. "При выборе дорогостоящего механизма или увеличении технопарка сразу на несколько единиц предпочтение отдается лизинговым схемам, - говорит Кирилл Орт, - так мы приобрели самый большой в городе гидромолот".
В "Размахе" отмечают, что лизинговые компании и другие финансовые организации не смогли создать достаточно выгодные партнерские программы во время кризиса, поэтому выгоднее стало взять технику в аренду или купить напрямую у производителя, договорившись с ним на рассрочку платежа.