Минздравсоцразвития РФ хочет запретить производителям табака и табачных изделий спонсировать учреждения культуры, искусства и образования. Предприниматели недовольны, а деятели культуры обещают найти другой способ получать деньги от своих благотворителей.
Минздравсоцразвития РФ
разрабатывает законопроект "О защите населения от последствий потребления табака", который, как предполагается, может быть внесен в Госдуму РФ и впоследствии может быть окончательно принят в конце 2012 года. В проекте есть статья 16, запрещающая производителям табака спонсировать учреждения культуры, искусства и образования.
В частности, статья законопроекта "в целях сокращения спроса на табачные изделия" запрещает табачным компаниям распространять табачные изделия бесплатно, использовать скидки на свои товары, применять свои товарные знаки к нетабачной продукции, использовать форму сигареты при производстве нетабачных изделий, изображать курение в предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях (создаваемых после вступления в силу законопроекта), рекламировать свою продукцию на культурных, физкультурных, спортивных и иных массовых мероприятиях.
Одним из самых главных запретов является запрет табачным компаниям спонсировать, а также осуществлять "любой вклад в организацию и проведение" мероприятий в сфере образования, физкультуры, спорта, здравоохранения и культуры, а также запрет на оказание "любой помощи образовательным, физкультурно-спортивным организациям, организациям здравоохранения и культуры". Кроме того, при осуществлении благотворительной деятельности в отношении "разрешенных" учреждений запрещено использовать свои товарные знаки, названия, коммерческие обозначения и т.д.
Интересно, что запрещается демонстрация табачных изделий и курения "при информировании населения о вредном воздействии окружающего табачного дыма и вреде потребления табака" путем проведения информационных кампаний и в СМИ.
"Законопроект противоречит законам "О рекламе" и "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", – говорит представитель Ассоциации юристов России по СПб и ЛО Асият Зулпикарова. "В частности, в последнем указанном законе, в статье 4, говорится о том, что никто не может ограничить право на занятие благотворительностью любым юрлицам и в любой форме. Поэтому я не понимаю, каким образом в этом виде законопроект будет реализован", – сказала она.
По ее словам, если законопроект будет принят, производители табачных изделий и табака могут смело идти в суд. "По крайней мере, с формальной точки зрения они будут правы", – полагает Зулпикарова.
Как следует из официальной информации Минздравсоцразвития, разработка законопроекта, в том числе введение запрета на спонсорскую деятельность, производится в ходе приведения российского законодательства в соответствие с положениями рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табачными изделиями, к которой Россия присоединилась 11 апреля 2008 года.
Как рассказал dp.ru уполномоченный представитель компании Japan Tobacco International (JTI) Александр Матросов, его компания спонсирует в Петербурге Эрмитаж, Русский музей, Мариинский театр "и другие учреждения, которые можно назвать визитными карточками Петербурга". JTI продает в России сигареты под товарными знаками Winston, Mild Seven, Glamour, LD, Sobranie и др.
"Мы не поддерживаем законопроект", – говорит он. "Если в бюджете Петербурга дыра в 20-30 млрд рублей, о чем заявлял губернатор города, почему бы правительству не экономить на социальных проектах, когда есть спонсоры? Компания JTI ежегодно тратит около 1% от чистой прибыли на спонсорство и благотворительность", – сказал Матросов, затруднившись назвать сумму чистой прибыли за 2011 год.
По его мнению, законопроект, который "лоббируется некими людьми", "дискредитирует государство и руководство нашей страны".
Как заявил заместитель гендиректора Эрмитажа Владимир Матвеев, законопроект, по его мнению, "ханжеский и морализаторский". "Я не спорю, что табачные компании приносят вред. Если бизнес вредит людям, но он легален, почему бизнесменам нельзя заниматься благотворительностью?" – вопрошает он.
По словам Матвеева, Эрмитаж получает 80% государственных денег и 20% – из "внебюджетных источников". "Некоторая часть из 20% – это благотворительность. К примеру, компания JTI профинансировала нашу выставку декабристских реликвий в Иркутском художественном музее. Где-то в отчетах мы их упомянули, конечно, но даже там не сказано, что JTI – это табачная компания", – говорит он. Матвеев также отметил, что, если законопроект будет принят, Эрмитаж "найдет другой инструмент" получения денег от благотворителей.
"Запрет на осуществление благотворительности может навредить всему бизнес-сообществу", – полагает менеджер центра корпоративной и социальной ответственности "ПрайсвотерхаусКуперс" при ВШМ СПбГУ Анастасия Савченко. "Многие производители табака, занимаясь спонсорством, своим примером привлекают предпринимателей из "невредных" отраслей к этому занятию. Если это запретить, примеров для подражание будет меньше", – считает она.