Андрей Васильев: На такое общество лучше не работать

Автор фото: Яндолин Роман
Российский журналист, бывший руководитель издательского дома «Коммерсантъ» Андрей Васильев.

Создатель и продюсер проекта "Гражданин Поэт", бывший главный редактор "Коммерсанта" Андрей Васильев рассказал dp.ru, почему он не читает газет, почему журналист не должен ходить на Болотную площадь и почему он считает российское общество плохим.

"Гражданин Поэт" был одним из самых востребованных медиа-проектов прошлой зимы. Его закрыли сразу после выборов президента, но в ноябре он восстанет из пепла: обновленный проект будет называться "Граждане Бесы". Петербургская презентация пройдет 3 ноября в клубе А2.Мир. Создатель и продюсер проекта Андрей Васильев рассказал редактору dp.ru Сергею Гуркину, чем новый проект будет отличаться от старого, почему бывший главный редактор "Коммерсанта" не читает газет, а гражданин Васильев – не ходит на выборы.
dp.ru: 5 марта, на следующий день после президентских выборов, проект "Гражданин Поэт" был закрыт. Почему вы решили открыть его снова?
Я вижу, что есть некий спрос. Образовалась пустота, люди чего-то ждут. Ну, чтобы им фокус показали какой-нибудь карточный.
Чем новый проект будет похож на старый, а чем будет отличаться?
Мы будем по-прежнему затачиваться на новости. Изначально задумка была такая: вот что-то происходит, что бы на эту тему сказал Пушкин или Лермонтов? Вот и вся идея. Идея простая и тупая, а потому правильная. Усложнять ее не нужно, иначе она перестанет быть тупой и перестанет иметь спрос.
Но жанрово все должно быть как-то иначе, чем было. Иначе после третьего выпуска скажут – все, достали, все то же самое, что было.
Тогда, полтора года назад, Вы ожидали, что проект получится таким востребованным?
Нет. Мы думали, будет междусобойчик. В рамках дружеской помощи Наталье Синдеевой и "Дождю". Думали, будут смотреть по 10 тыс. человек. А аудитория получилась 30 млн. Такого, конечно, никто не ждал.
Благодаря чему проект получился таким успешным?
Талант Ефремова и талант Быкова. Один гениальный лицедей, другой гениальный графоман. Плюс актуальность. Профессионально поданная актуальность. "Гражданин Поэт" это как первая полоса "Коммерсанта".
Вообще очень важен формат. Я всегда был апологетом формата, и в "Коммерсанте" тоже. Заметка может быть хуже или лучше, но она должна быть в формате.
К тому же тогда в обществе была эйфория что что-то изменится. И мы на этой эйфории спекулировали. Я-то понимал, что ничего не изменится. А после эйфории всегда наступает апатия. Поэтому надо было заканчивать.
Правильно сделали, что ушли?
Да. Мне Чубайс прислал на день рождения правительственную телеграмму. Сам писал. Про то, как важно вовремя уйти.
Он и сам вовремя ушел.
И даже придумал свой уход заранее. Так что это было важно.
Какие ожидания теперь, перед стартом обновленного проекта?
Не хочется обос**ться на старости лет. Второй сорт делать не хочется. Это перфекционизм. Или ничего не делать, или делать первый сорт. А делать первый сорт тяжело.
Как меняется у нас общественный климат, как Вы полагаете?
Климат в нашей стране вообще довольно х**вый.
Это в прямом смысле слова.
А в переносном он такой же. Слушайте, у меня есть дача в Юрмале, а жена с дочкой живут в Лондоне. Я могу там российские каналы смотреть. Вот включаешь новости – о, Бивис и Баттхед! Даже прикольно. А в Москве смотрю все то же самое, и стойко тянет блевать. Картинка та же самая. Но там смех, а в Москве – нет. Вывод: не**й делать в Москве (смеется).
От журналистики Вы теперь дистанцировались?
Очень сильно дистанцировался. Никогда больше не буду работать в СМИ.
А газеты читаете?
Нет. Нафиг? Я читал их, когда мне за это платили деньги. Профессия главного редактора предполагает, что ты читаешь другие газеты. А теперь зачем? Что я там нового узнаю? Никогда не любил следить за новостями.
Хотя знаю людей, которые следят. Миша Ефремов, например, как идиот, каждый день с утра читает газеты. И радио в машине слушает. Он политическое животное, следит за всем этим, любит все это.
Как меняется журналистика в последнее время?
Власть относится к журналистам, как к обслуживающему персоналу. Есть парикмахер, есть таксист, есть журналист. Никакого диалога между властью и медиа нет. Я, может быть, поэтому и ушел.
Но есть и другой процесс. Что многие СМИ становятся партийными, ангажированными, про объективность и не вспоминают.
Вообще журналист не должен, условно говоря, ходить на Болотную площадь. Мы очень ругались с Быковым, когда он стал ходить на эти тусовки. Это неправильно. Он должен быть выше всего этого, должна быть дистанция. Но Быков в это не врубался, и я в итоге смирился.
Сейчас в медиа сложнее, чем раньше?
Раньше был хотя бы выбор. Не нравится работать у Березовского – иди к Гусинскому. Или к Лесину. Там еще, может, и заплатят больше. Это не очень, как бы это сказать, гигиенично, но это был выбор. Теперь выбора нет. И конкуренции нет. Некуда уйти. Уволят с волчьим билетом – никуда не устроишься. Не возьмут. Просто побоятся.
Сами побоятся, или есть чего бояться?
Бояться вообще ничего не надо. Я никогда ничего не боялся. Если в обществе есть такое ощущение, что нужно бояться – кто-то должен сказать, что бояться нечего. Чаще всего люди начинают бояться, даже когда нечего бояться. Если в обществе такое настроение, вряд ли это о нем хорошо говорит. У нас с Вами ведь общественная профессия. А если общество такое г**но, то лучше на него не работать.