Медведев: На Дальнем Востоке должен появиться особый режим налогообложения

Автор фото: итар-тасс

На Дальнем Востоке может появиться особый режим налогообложения. Такое заявление сделал премьер Медведев. Против выступают даже некоторые министры. Премьер же уверен, что по-другому быстрого развития Дальнего Востока не добиться.

На Дальнем Востоке и в Восточной Сибири может появиться особый режим налогообложения. Об этом заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.
"У меня зреет убежденность в том, что нам Дальний Восток и Восточную Сибирь не поднять без создания дифференцированных налоговых режимов, даже несмотря на то, что, скажем откровенно, целому ряду наших экономических ведомств эта идея не слишком нравится", - цитирует Медведева РИА Новости.
Также предполагается создать фонд для финансирования проектов по развитию Дальнего Востока. Уже существует министерство по делам Дальнего Востока, но и денежный институт был бы не лишним, считает Медведев. "Нужно думать над созданием инструментов и институтов, которые будут развивать Дальний Восток, например, компании или фонда, который будет концентрировать деньги", - сказал премьер.
Если не создать особых условий, то программа по развитию Дальнего Востока может оказаться ненужной, будет ориентироваться на рутинный рост, который может продолжаться несколько десятков лет и неизвестно чем закончится, считает премьер-министр.
На Дальнем Востоке граждан и бизнесменов должны ждать какие-то "конкретные, ощутимые преимущества", сказал Медведев, иначе они туда не поедут и работать там не будут.
Недовольство некоторых министров (а также многих экспертов), о котором говорит Медведев, вызвано прежде всего уверенностью в огромной коррупциогенности такого порядка налогообложения в одной отдельно взятой части страны.
Нет уверенности в том, что разные налоговые режимы в разных частях страны – это легитимный порядок, нужна дополнительная правовая проработка этого вопроса, говорит старший юрист налоговой практики "Дювернуа Лигал" Максим Симонов.
Все налогоплательщики должны находиться в одинаковом статусе, отмечает эксперт. Неясно, почему льготы предоставляются сибирским предприятиям, а, например, уральским – нет.
Поддержка отечественным предприятиям, разумеется, нужна, тем более в этом регионе, продолжает Симонов. Но, во-первых, способ аккумулирования средств должен быть прозрачным. Во-вторых, за расходованием этих средств нужен эффективный контроль.
Но в том-то и проблема, что уверенности ни в прозрачности аккумулирования средств, ни в эффективном контроле за расходами нет. Тем более в контексте предыдущих идей о развитии Сибири. Или, например, недавнего саммита АТЭС во Владивостоке - самого дорогого в истории, оставившего после себя пустые гостиницы и осыпающиеся дороги.
Ранее в правительстве обсуждалась идея создания госкорпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока. 16 сибирских регионов (более половины территории страны) планировалось частично вывести из-под действия федеральных законов, а компании предоставить право руководить половиной России на упрощенных условиях.
Предполагалось, что эта компания будет привлекать в Сибирь инвестиции, получит право выделять недра и участки для пользования тем или иным компаниям без конкурса (в Сибири еще немало неосвоенных крупных месторождений). Планировалось, что компания получит налоговые льготы, а также прямую (в том числе финансовую) поддержку государства, подчиняться будет президенту, а другие органы власти (включая надзорные) вмешиваться в ее деятельность будут не вправе.  
Задумана эта госкомпания для того, чтобы сверхльготными условиями привлечь большое количество инвесторов к освоению Сибири. Как это нередко бывает в России, законы и институты не действуют, зато появляется идея сделать что-нибудь сильное и прорывное, "не постояв" при этом за ценой.