Российский союз промышленников и предпринимателей предлагает переписать Трудовой кодекс

Автор фото: TREND/Андрей Федоров

С каждым днем все сильнее разгораются страсти вокруг предложения Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) переписать существующий Трудовой кодекс (ТК), так как нынешний, по мнению его членов, не отвечает нуждам современной экономики. Опрошенные "ДП" эксперты дали свою оценку трудовому законодательству.

РСПП считает, что нынешнее трудовое законодательство, и в частности Трудовой кодекс, себя изжило, что оно тормозит развитие экономики, поощряет иждивенческое поведение работников, ущемляет права работодателей и потому его нужно обновить. Не просто изменить некоторые его нормы, а создать совершенно новый. Концепцию нового Трудового кодекса РСПП предложил для обсуждения широкой общественности, разместив его основные положения на своем сайте. Самое главное - предлагается свести вмешательство государства в трудовые отношения работника и работодателя к минимуму. По мнению РСПП, необходимо дифференцировать зарплаты работников в зависимости от производительности труда, отказаться от установленных законом надбавок, доплат, районных коэффициентов (об этом работникам придется договариваться с работодателями через коллективные соглашения), упростить процесс увольнения работников, чтобы выплачивать меньшие компенсации, облегчить возможность расторжения трудового договора с малоэффективными работниками и т.д.
В ответ председатель комитета по труду и социальной политике Госдумы Андрей Исаев и глава Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков заявили на специально созванной по этому поводу в РИА "Новости" пресс-конференции, что "это все хотелки бизнеса". По их мнению, действия РСПП - попытка без обсуждения вопроса всеми заинтересованными сторонами продавить свои предложения. По мнению Михаила Шмакова, необходимости в создании нового ТК нет. А по словам Андрея Исаева, Международная организация труда и так считает российский ТК в некоторых положениях намного более мягким к работодателю, чем, например, в Германии, где работникам ни в каком виде нельзя трудиться по воскресеньям ­ в отличие от России, где, если на то есть согласие работника, работодатель может привлечь его к работе в выходные, но за другие деньги. Исаев согласен с лидером профсоюзов, что нет необходимости в новом законе. Более того, по его словам, новый кодекс от РСПП может спровоцировать забастовочное движение, а это риски для инвесторов.
"Если не полное переписывание ТК, то по крайней мере серьезная модернизация кодекса сегодня назрела", - замечает по поводу разгорающихся споров Екатерина Горохова, генеральный директор кадровой компании KELLY Services. При этом она замечает: чтобы решить, какие именно нормы требуется исключить, добавить или видоизменить, нужна совместная работа юристов, профсоюзов, работодателей.
Представитель лагеря последних начальник отдела кадров ЗАО "ПО "Возрождение" Елена Чинарина полагает, что в Трудовой кодекс вносить изменения необходимо постепенно. "С момента принятия в 2002 году Трудового кодекса вот уже 10 лет мы меняем психологию людей, привыкших жить по советским законам, в сторону международных норм. И резко менять этот курс нельзя", - поясняет она свою позицию. В том, что необходимости в новом законе нет, а достаточно лишь пересмотреть некоторые нормы уже имеющегося, с коллегой согласна и директор по персоналу ОАО "Дека" Светлана Титова.
"Некоторые предлагаемые РСПП нормы вполне отвечают современным тенденциям на рынке труда, - отмечает Ольга Шматко, представитель HeadHunter в Петербурге. - И в случае грамотной доработки и принятия они могут облегчить жизнь предприятиям малого бизнеса, стартапам, молодым динамичным компаниям, чьи бизнес-процессы не всегда вписываются в действующее трудовое законодательство, рассчитанное в большей степени на крупные производственные предприятия".
У каждого из опрошенных "ДП" экспертов свой взгляд на то, что в первую очередь следовало бы изменить в существующем Трудовом кодексе. Светлана Титова полагает, что необходимо либерализовать процесс увольнения. "Действующий ТК достаточно жесток к работодателю, - говорит она. - Предприятиям часто приходится тянуть нерадивых служащих, так как законной возможности с ними расстаться нет. Такого понятия, как "качество работы", в закон не заложено. Норма об аттестации существует, но она распространяется сразу на весь коллектив и не дает возможности оценить качество работы отдельного человека. Это расценивается как дискриминация - принуждение к увольнению. А ведь некоторые сотрудники попросту не выполняют свою работу, деморализуя остальной персонал".
Нужно менять все, что связано с трудовыми дого­ворами, уверена Елена Чинарина. "Работодателю важно отразить в договоре не только режим работы и функционал сотрудника, но и критерии оценки его деятельности и того вклада, который он внес, - поясняет она. - Мы не можем оплачивать просто пребывание на рабочем месте, мы должны материально оценивать результат труда".
По мнению финансового директора кадрового агентства "1000 кадров" Елены Ильиной, в существующей редакции кодекса многие нормы устарели. "Например, надомный труд, - приводит она пример из практики. - Кратко о нем сказано в ТК, но это надомный труд в представлении 1980-х годов. Тогда на дому только вещи какие-нибудь изготавливали или на машинке что-то конкретное печатали. И передавали то, что сделали, по акту работодателю. Про оказание дистанционных услуг тогда, в безинтернетную эпоху фиксированной связи, и не думали. Так вот, для того, чтобы принять работника на надомную работу, нужно убедиться, что рабочее место такого работника соответствует требованиям законодательства. А для этого нужно осмотреть предполагаемое рабочее место, причем вместе с представителем профсоюза. А так как охрану труда никто не отменял, то и представители санэпидстанции и пожарного надзора не помешают. А потом, после заключения трудового договора, это рабочее место нужно аттестовать: создать комиссию по аттестации и вместе с представителем аттестующей организации снова посетить своего надомного работника. Думаю, комментарии излишни".
Также из серии казусов - так называемые недоуволенные сотрудники. "Уволить пропавшего сотрудника по нынешнему ТК никак нельзя, - продолжает Елена Ильина. - Если сотрудник пропал (а такое нередко случается, например, по схеме "запил, прогулял, еще прогулял, нашел другую работу, сменил номер телефона и адрес"), то можно до посинения составлять комплекты документов на прогулы, слать ему по почте разные уведомления и напоминания, но уволить нельзя. И трудовую книжку нужно хранить вечно (а на новом месте работы по заявлению ему выдадут новую). У нас за 2 года работы таких потеряшек уже с десяток, и уволить их нельзя".
Несмотря на то что все считают, что "в законе есть что поправить", в вероятность того, что в ближайшее время это будет сделано, верят не все. "Думаю, изменения будут не скоро", - считает Елена Чинарина. "Вероятность внесения всех предложенных РСПП изменений я оцениваю как низкую, - замечает Елена Ильина. - Скорее, в существующую редакцию ТК изменения РСПП будут вноситься по крупицам. Причем с той же долей вероятности и в таком же объеме будут внесены и предложения профсоюзов. Рынок труда этого в ближайшее время не заметит".