Георгий Семененко: "Ощущаю поддержку властей"

Автор фото: Свистунова Валентина

Группа компаний "Кировский завод" получила в этом году крупный государственный оборонный заказ на 4 млрд рублей, с начала текущего года холдинг демонстрирует небывалые темпы роста выручки во многом благодаря госзакупкам. О текущем положении дел и перспективах развития группы рассказал ее глава Георгий Семененко.

Каково сейчас финансовое состояние Кировского завода ?
- Группа компаний находится в стадии интенсивного развития. За два с небольшим года мы вышли по выручке на докризисные показатели, причем в 2010-2011 годах производство смогло показать существенный рост - в среднем по 25% в год. В текущем году консолидированная выручка вырастет не менее чем на 40% - с прошлогодних 14 млрд до 20 млрд рублей, что является для завода безусловным рекордом за все постсоветское время.
За счет чего такое ускорение, каких предприятий группы?
- По итогам этого года более чем на 100% возрастет выручка Петербургского тракторного завода (ПТЗ). Существенный вклад в консолидированную выручку внесет завод "Универсалмаш", приступивший в текущем году к активной реализации оборонзаказа на 4 млрд рублей по изготовлению шасси зенитно-ракетного комплекса С-300. Здесь плановый рост выручки составит около 240%. Хорошую динамику демонстрируют Русские кузнечные заводы. Это предприятие учреждено нами совместно с Челябинским кузнечно-прессовым заводом в 2010 году. Оно специализируется на выпуске тяжелых объемных поковок и штамповок для автопрома, сельхозмашиностроения, железнодорожной и нефтегазовой отраслей. В 2012 году мы ожидаем здесь получить примерно 650 млн рублей против 250 млн рублей в прошлом году.
Для петербургского автопрома что-то делаете или планируете?
- Местный автопром - область интереса специализированных производителей. Выпуск автокомпонентов - очень специфичный и низкомаржинальный бизнес, особенно с учетом незначительных объемов производства местных автозаводов.
Кто из непрофильных "дочек" демонстрирует высокие финансовые результаты?
- Продажа электроэнергии раньше не относилась к числу наших традиционных бизнес-направлений. Тем не менее сегодня Энергосбытовая компания Кировского завода обслуживает ведущие промышленные предприятия в пределах первой ценовой зоны, то есть в европейской части РФ. Благодаря реформе энергетики компания прошла путь от локального монополиста до субъекта оптового рынка электроэнергии. И в этом году ее поставки на открытом рынке превзойдут продажи внутри группы, а выручка к концу года вырастет на 50%.
В каком состоянии находится "Петросталь" , которая всегда была экспортно ориентированным лидером группы?
- Показатели металлургического производства сильно зависят от мировой конъюнктуры в отрасли. Сейчас она не самая лучшая: удорожание сырья, сокращение объемов заказов и падение цен на металл происходят как за рубежом, так и на внутреннем рынке. Это негативно сказалось на доходности "Петростали". Однако она, как и прежде, экспортирует около 40% продукции.
Ждете нового витка кризиса?
- Опасения экономического спада присутствуют повсеместно, сейчас они накладываются на сезонное снижение деловой активности в период отпусков.
Но, по моим ощущениям, такого обвала рынка, как в 2008 году, уже не будет. Тогда спрос пропал в один день, а склады были заполнены. Сегодня все работают с минимальными запасами.
Кто претендует на лидирующие позиции в группе по доходам и потеснит "Петросталь"?
- В этом году были прецеденты, когда месячная выручка ПТЗ была больше, чем у "Петростали". По итогам этого года "Петросталь" все еще будет впереди, а в 2013 году ПТЗ выйдет на первое место.
Их доходы будут примерно одинаковы: по 6-7 млрд рублей?
- Я рассчитываю, что выручка "Петростали" в следующем году вырастет, а ПТЗ заработает не менее 10 млрд рублей.
За счет чего?
- В прошлом году на ПТЗ пришла новая команда управленцев. Директором завода и одновременно моим первым заместителем и руководителем машиностроительного дивизиона был назначен Сергей Занозин. Ранее он работал на руководящих должностях на Павловском автобусном заводе и возглавлял группу "ГАЗ". За относительно короткий период был кардинально пересмотрен подход к работе, усилена маркетинговая политика, существенно расширена дилерская сеть, укреплен торговый дом, главный офис которого был переведен в Москву. Уже промежуточные результаты продаж показали: мы взяли верный вектор развития.
Какие цели ставятся перед ним как руководителем машиностроительного дивизиона?
- Добиться по другим направлениям дивизиона такой же динамики, как на ПТЗ.
Создается впечатление, что прежняя команда ПТЗ работала неэффективно…
- Этого сказать нельзя, но, когда долго работаешь на одном месте, перестаешь видеть дополнительные возможности. А резервы рынка колоссальные. В настоящее время на полях России работает свыше 40 тыс. "Кировцев", износ большинства из них составляет как минимум 10 лет. В 2010 году ПТЗ произвел 411 тракторов - менее 1% от требующих замены машин. А поддержание работоспособного тракторного парка требует обновления не менее 10% от существующего парка, то есть 4-4,5 тыс. новых тракторов в год.
Вы вписались в госпрограмму обновления тракторного парка?
- В первом полугодии 2012 года в рамках данной госпрограммы через ее оператора - компанию "Росагролизинг" - мы поставили в 3 раза больше тракторов, чем за тот же период прошлого года: 240 машин на сумму 1,2 млрд рублей. Это 40% от общей выручки за полугодие. Сегодня мы действительно ощущаем поддержку властей. Сыграл свою роль и визит Георгия Полтавченко на завод в ноябре 2011 года. По нашей просьбе он написал рекомендательные письма в регионы о приобретении наших тракторов. Высокая оценка губернатором нашей техники привлекла внимание потребителей, особенно из областей Центрального федерального округа (ЦФО), где Георгий Сергеевич был представителем президента и его авторитет чрезвычайно высок. Мы лично убедились в этом в ходе поездок в данные регионы. Как результат - благодаря рекомендациям губернатора мы реализовали в ЦФО 80 тракторов на 400 млн рублей.
Губернатор обещает что-то закупать для города?
- Город - один из наших клиентов. Мы представили губернатору наши новые линейки дорожно-строительной и коммунальной техники. Сейчас идет процесс контрактации и уже поступают заявки на следующий год.
В 2011 году Кировский завод впервые после кризиса показал прибыль - 123 млн рублей. В этом году прибыль будет?
- Прибыль будет. Уже по итогам первого полугодия чистая прибыль ОАО "Кировский завод" составила 238 млн рублей. Однако, учитывая нашу консервативную политику в области списаний, точнее финансовое самочувствие всей группы отражает показатель EBITDA (прибыль до вычета расходов по налогам, процентов и амортизации. - Ред.). В этом году он составит 1,6 млрд рублей.
Всю прошлогоднюю прибыль вы направили на модернизацию. Какие планы по модернизации на этот год?
- Наиболее крупные инвестиции: 200 млн рублей - на создание необходимых производственных мощностей завода "Универсалмаш" для изготовления шасси ЗРК С-300; 100 млн рублей - на подготовку серийного производства линейки тракторов нового поколения серии К-9000. Держим также в уме возможные затраты на обновление оборудования и инфраструктуры завода "Киров-Энергомаш" в рамках проекта ПАТЭС.
Хватает ли собственных средств на модернизацию, есть ли планы по выпуску облигаций, возврату на рынок акций?
- Денег на развитие уходит больше, чем мы зарабатываем. Однако размещать облигационные займы или возвращаться на биржу мы пока не собираемся. Сегодня даже более крупные компании не в состоянии привлечь деньги с фондового рынка на хороших условиях. Кировский завод имеет очень мощную залоговую базу. Это позволяет нам ощущать себя уверенно на рынке банковских кредитов, и условия, которые дают нам кредитные организации, нас устраивают.
Расскажите про ПАТЭС, под этот проект вы собирались вложить 350 млн рублей в модернизацию "Киров- Энергомаша"?
- Свои предложения по этому проекту мы сделали и теперь ожидаем решения по программе строительства семи ПАТЭС до 2020 года на правительственном уровне. Только после этого будет ясность с датой старта проекта на Кировском заводе, объемами его участия и необходимыми инвестициями. По предварительной договоренности с "Росэнергоатомом", срок подготовки площадки - 2013 год. Максимальный объем инвестиций - 435 млн рублей.
Что вы будете делать по ПАТЭС, на какую часть стоимости претендуете?
- До одобрения программы правительством говорить об объемах нашего участия в ней преждевременно.
Шасси ЗРК С-300 - единственный ваш гособоронзаказ?
- Сегодня мы активно работаем в области судостроения. Как известно, наши силовые агрегаты установлены на 80% атомных подводных лодок всех поколений, на всех ныне существующих в мире девяти атомных ледоколах, на многих надводных кораблях большого водоизмещения ВМФ и на судах коммерческого флота.
Какая доля гособоронзаказа в выручке?
- Около 5%.
На ее существенное увеличение рассчитываете в связи с программой модернизации армии?
- Мы готовы к работе и ищем новые контракты, но ставку на гособоронзаказ не делаем. Государственный заказчик крайне жестко подходит к вопросам финансирования и ценообразования. И если есть возможность "выкрутить руки", то это будет сделано. Известны случаи, когда руководители предприятий, выживающих только за счет гос­оборонзаказа, подписывали контракты по заниженным ценам, заведомо зная, что через несколько лет выйдут на пенсию, а предприятие обанкротится. Такой сценарий не для нас.
В начале года вы создали станкостроительный кластер на базе "Киров-Станкомаша". Что можете сказать об имеющихся и ожидаемых результатах?
- Объединение призвано поддержать гибнущую отечественную отрасль. Страна нуждается в эффективном и конкурентоспособном станкостроении, например для реализации 20-триллионной программы модернизации армии. Ведь иностранцев не пустят на львиную долю задействованных в ней предприятий. Мы начали с малого: на радарах городской и федеральной власти появился новый объект - "станкостроительный кластер". Это дает возможность для определенного диалога и перехода в практическую плоскость участия в реализации действующих городских и федеральных программ. Рынок и пространство для роста у нас есть. Есть и активный спрос. На сегодняшний день завод "Киров-Станкомаш" контрактуется уже на вторую половину 2013 года. Среди наших клиентов такие гранды, как "Красный Октябрь", "Пермские моторы", Невский завод, "Силовые машины". Конек "Киров-Станкомаша" - это оборудование по зубообработке, уникальная для России компетенция, которой больше нигде нет. В станкостроении, машиностроении такие предприятия - это белая кость, элита.
Вы собирались строить литейный завод, на каком этапе проект?
- В настоящее время ведутся переговоры о создании совместного предприятия с крупной немецкой компанией. Мы уже провели серию встреч как на нашей территории, так и в Германии.
В августе-сентябре должна состояться определяющая встреча. На сегодняшнем этапе мы планируем создание совместной рабочей группы, которая проведет оценку и подготовку данного проекта.

О холдинге

ОАО "Кировский завод" объединяет 41 компанию в сфере металлургии, машиностроения, электроэнергетики, недвижимости. Имущественный комплекс Киров­ского завода - около 400 га земли и 1,5 млн м2 зданий и сооружений, расположенных в Петербурге, Ленобласти, на юге России. Большая часть недвижимости - производственные объекты. Прогнозируемая выручка группы компаний в 2012 году - 20 млрд рублей. Наибольший вклад (38%) вносит металлургия, машиностроение - 28%, управление недвижимостью - 12%.

Биография

Георгий Семененко родился в Петербурге в 1982 году. В 2000 году начал трудиться на металлургическом заводе "Петросталь". В 2002 году избран директором ЗАО "ИК "Петросталь-инвест". В 2004 году окончил Санкт-Петербургский госуниверситет экономики и финансов по специальности "менеджмент". В 2005 году возглавил Кировский завод после трагической гибели отца Петра Семененко, руководившего предприятием с 1987 года.