Новое образование

Автор фото: Компанийченко Алексей

Уже на этой неделе в Госдуму будет внесен проект закона «Об образовании в РФ», который обсуждался почти 2 года. Ректоры российских вузов поддерживают все положения документа, но настаивают на внесении дополнений.

Исходя из концепции проекта, утвержденной еще в 2009–м, центральной задачей закона станет постепенное уничтожение разрыва между потребностями образования и его законодательным обеспечением. Новый свод образовательных норм призван заменить два фундаментальных закона — «Об образовании» и «О высшем послевузовском профессиональном образовании», принятые еще в 1990–е годы. «Те законы были прогрессивными для своего времени, но с тех пор произошло множество изменений, в том числе и в экономике. Теперь они тормозят существующую систему образования», — объясняет Владимир Васильев, вице–президент Российского союза ректоров, председатель СПб совета ректоров, ректор ИТМО.

Неделя ожидания

Заседание правительства, наконец утвердившее дату рассмотрения проекта Думой, состоялось 26 июля. Документ, разработчики которого за 2 года получили более 17 000 поправок, был в целом одобрен. Однако Дмитрий Медведев предоставил Министерству образования и науки 7 дней, чтобы доработать некоторые спорные моменты.
На этом же заседании премьер–министр озвучил сумму, которую необходимо выделить на реализацию закона. Создание обновленной системы образования в России только в 2013 году потребует дополнительных затрат в 16 млрд рублей из федерального бюджета и более 400 млрд рублей — из бюджетов региональных. Эти деньги должны обеспечить перераспределение полномочий в сфере образования, а также повышение студенческих стипендий и зарплат педагогов, чьему социальному статусу в законопроекте уделяется достаточно много внимания.
Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов в своем заявлении заявил, что одной из причин очередной отсрочки стало несогласование с Министерством финансов «установления гарантий по заработной плате — не ниже средней по экономике в регионе». Решение нести в проект это предложение — уступка образовательному лобби. В Госдуме активнее всего оно представлено КПРФ, которая выносит на обсуждение альтернативный вариант закона.

Слово ректоров

Несмотря на понимание необходимости нового закона об образовании, ректоры страны приняли его не сразу. Первая редакция проекта принципиально не устраивала многих. С 2010 года Российским союзов ректоров (РСР) было внесено более 1000 замечаний и предложений, большая часть которых была учтена.
Выступив на заседании РСР 25 июня, ректор МГЮА (Московская государственная юридическая академия) им. О.Е. Кутафина Виктор Блажеев озвучил позицию всего ректорского сообщества по отношению к законопроекту. Он опроверг тезис о том, что государство уходит из образования, превращая его в рынок: «В нашей среде широко обсуждался вопрос о том, что представляет собой образовательная деятельность. Две модели: образование — это услуга, которая предоставляется образовательным учреждением любому обратившемуся гражданину, либо это все–таки некая деятельность, которая подразумевает активное присутствие государства и осуществляется под контролем государства. Мне кажется, очень правильно было сделано, что мы ушли от образовательной деятельности как услуги. Государство ответственно за эту сферу нашей жизни».
Разумеется, в ходе обсуждения в Думе законопроект будет видоизменяться. По сообщению пресс–службы РСР, ректоры собираются внести в него несколько дополнений. Это, во–первых, перевод закона в «общедоступный метод правового регулирования», что поможет саморазвитию высшей школы. Во–вторых, это законодательное обеспечение диалога вузов и потенциальных работодателей. Для этого можно ввести обязательную, а не рекомендательную аккредитацию госэкзаменов и программ развития.
Также, по мнению ректоров, следует отказаться от контрольных цифр приема как единственного фактора определения госзадания.

Политика перемен

В рамках общей реформы образования уже было принято решение о значительном сокращении числа вузов: через 3 года исчезнет их пятая часть, а процесс слияния университетов активно идет уже сейчас. Планируется также обновление руководства университетов для привлечения бизнес–ориентированных специалистов.
Среди положений нового варианта закона — модернизация системы подготовки рабочих кадров, сохранение Болонской системы и акцент на интеграционные процессы в образовании. Систему ЕГЭ предполагается усовершенствовать. Также теперь в стороне не останутся дошкольное, начальное общее и дополнительное образование.
На заседании правительства Дмитрий Медведев упомянул и о реализации многоуровневой социальной поддержки, и о том, что все образование в России «было и останется бесплатным». Обязательной станет информационная открытость всех учебных заведений.
Для введения нового варианта закона необходимо внести порядка 200 изменений в другие законодательные акты. К тому же, в соответствии с регламентом Госдумы, он должен быть разослан во все субъекты РФ. «Это займет минимум месяц, — уверен Ливанов. — Мы считаем, что реально в первом чтении закон может быть рассмотрен в октябре». Принятие закона, по прогнозам правительства, состоится в конце этого года либо в первых месяцах 2013–го. В то же время Владимир Васильев считает, что это может произойти гораздо быстрее — до зимы.