Российскими топ-менеджерами движет стремление к власти

Автор фото: Global Look Press

Бизнес и общество в опасности. Такой вывод напрашивается после оценки ответов российских топ-менеджеров об их личной мотивации работы. Многие управленцы стремятся к большим постам ради власти, которую те дают.

ГК "Институт Тренинга - АРБ Про"  опубликовала результаты своего традиционного исследования мотивации руководителей российских компаний. В его основе лежит авторская методика мотивационных типов консультанта компании Юрия Михеева. В 2012 г., согласно этому опросу, среди управленцев больше всего оказалось "политиков" (22,4%), "предводителей" и "организаторов" (по 17,7%).
Первые два типа, по словам Юрия Михеева, объединяет стремление к власти, желание оказывать влияние на окружающих. "Организатор" же нацелен на достижение цели, но при этом исходит из властных мотивов. Меньше всего в компаниях руководителей-соратников и управленцев-помощников, которые заботятся о коллективе и ради достижения целей команды готовы прикладывать значительные усилия.
Преобладание власти как мотиватора среди российских топов Сергея Федорова, исполнительного директора Открытой школы бизнеса, не удивляет. "Достижения мотивируют только тогда, когда в компании построена система мотивации по результатам, - говорит он. - Для большинства российских компаний это дело будущего, сейчас такую систему крайне редко встретишь. Проще мотивировать властью". "Сильное значение власти говорит о том, что в бизнесе не до конца четко выстроены процессы и часто управление происходит на основе связей, личной харизмы и интуиции", - замечает Александр Кособоков, генеральный директор исследовательской компании EPSI в России и странах СНГ, в арсенале которой исследования персонала и сегментирование коллективов по поведению. Ольга Рабкина, руководитель петербургского офиса SHL, одной из компаний - лидеров в области объективной оценки людей, считает, что в этом отражено требование времени. "Если люди с сильной властной мотивацией востребованы как топ-менеджеры, значит, это приносит результаты бизнесу, - считает она. - В отборе на топовые позиции сегодня важны компетенции, связанные с управлением процессами, умением выстраивать межфункциональное взаимодействие и достижением целей бизнеса, в том числе в условиях, которые предполагают принятие жестких, непопулярных решений". "Доминирование мотива получения власти среди управленцев не ново и само по себе не настораживает, - в свою очередь замечает доцент кафедры организационного поведения и управления персоналом Высшей школы менеджмента СПбГУ Анастасия Чанько. - Важно другое: что эта власть приумножает? Власть бывает разной, а ценности участников исследования, увы, остались за скобками".
Тем не менее часть экспертов полагает, что нынешняя расстановка сил в управлении бизнесом таит для него угрозу. По мнению Александра Кособокова, она кроется в дисбалансе. "Все типы управленцев - это своего рода витамины для бизнеса, - поясняет он. - Каждый тип управленца нужен для достижения успеха в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Сейчас видна тенденция быть эффективным лишь на малых дистанциях, что может привести к серьезным проблемам в бизнесе в долгосрочной перспективе". По его мнению, такое неравномерное распределение управленческих типов обычно приводит к диспропорциям в развитии компании. Еще больший коллапс ожидает, если тренд с преобладанием одних над другими будет усиливаться. "Наступит хаос, так как слишком много лидеров будут драться за место под солнцем, играть в политику и строить интриги", - резюмирует Александр Кособоков. "Если представить себе, что сохранится перекос в сторону преобладания какого-то типа, то бизнес, скорее всего, развалится", - соглашается Юрий Михеев, хотя допускает это с большой натяжкой, так как, по его мнению, всегда найдутся люди, которые будут действовать по-другому, и это уравновешивает систему.
Анастасия Чанько согласна с тем, что сегодня в бизнесе недостает баланса, поскольку доля тех, кто способен создавать "социальный клей", придавать устойчивость, оправдывать обещания и гарантировать, слишком мала. Однако опасность кроется, по ее мнению, вовсе не в дисбалансе. "Угроза - во влиянии окружения, отсутствии у управ­ленцев стратегического предвидения, профессиональных знаний, невнимании всех этих управленческих типов друг к другу, - замечает она. - Отсутствие осмысленной кадровой политики - управления талантами и знаниями - на уровне государства, вот что представляет реальную угрозу российскому бизнесу и обществу, и данные исследования лишь привлекают внимание к этой сложной и важной проблеме".
"Настоящий кризис еще впереди",- добавляет Юрий Михеев. Он связан с тем, что в бизнес приходит все больше молодых людей поколения Y, у которых своя мотивация. Для них важно добиваться значимых для себя целей и находиться в контакте с близкими по духу людьми. "Это мотивация достижения и присоединения, власть для нового поколения имеет второстепенное значение", - замечает эксперт, основываясь на результатах опроса успешных старше­классников. "Так что вопрос в том, как будут взаимодействовать представители нового поколения с теми управленцами, у которых ведущая мотивация власти, и к чему это приведет", - говорит Юрий Михеев.
Почему у многих управленцев на первом месте власть, оказывает ли на это влияние общество и чем ему самому грозят подобные перекосы - на эти вопросы эксперты ответили по-разному. "Чтобы ответить на этот вопрос, нужно как минимум понять, какова личностная и профессиональная зрелость участников исследования, насколько они разделяют идеи социальной ответственности и устойчивого развития, насколько системно они мыслят, сильны ли они в логике стратегического планирования или смотрят вперед лишь в масштабе пятилетки, - замечает Анастасия Чанько. - Не зная этих ответов, невозможно судить об уровне развития общества или какой-то его профессиональной подгруппы". "Людей с высокой мотивацией власти среди управленцев стало больше после 2008 года, - отмечает Юрий Михеев. - Возможно, потому, что обострилась конкуренция за топовые позиции и выжили те, кто готов был действовать быстро и жестко. Как приход этих людей к управлению повлияет на общество, сказать сложно: на общественные изменения влияет множество факторов. Зато можно отметить, что стиль управления в российских компаниях останется таким же, число топ-менеджеров, заинтересованных в улучшении климата в коллективе, не увеличится".