Предприятия ОПК ждут от нового закона о гособоронзаказе справедливого ценообразования

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

Предприятия ОПК надеются, что скорейшее принятие закона о гособоронзаказе наведет порядок в системе ценообразования. Между тем, чтобы навести порядок в системе размещения и выполнения гособоронзаказа, правительство РФ решило сосредоточить все полномочия по контролю в собственных руках.

В Государственной думе РФ ожидает второго чтения законопроект "О государственном оборонном заказе", разработанный военно-промышленной комиссией при правительстве. Рассмотрение поправок к документу должно было состояться в середине июня, но похоже, что важнейший правовой акт для оборонно-промышленного комплекса (ОПК) снова затерялся в недрах правительства. Между тем предприятия ОПК уверены, что шанс наладить диалог с Министерством обороны все же есть.
Новый документ должен будет заменить действующий закон "О государственном оборонном заказе", принятый еще в 1995 г. В правовой акт предполагается внести много изменений, но самым значительным новшеством предприятия ОПК считают появление статей о ценообразовании, поскольку именно из-за споров по поводу стоимости продукции едва не сорвался гособоронзаказ (ГОЗ) в 2011 г. Законопроект предусматривает, что цена на продукцию оборонных предприятий может корректироваться в ходе исполнения контракта, если срок поставок превышает 3 года. Максимальную цену продукции теперь будет определять государство. В новом законе учитывается, что выполнение госзаказа должно обеспечить предприятию определенный уровень прибыли, предусматривается авансирование заказов, а также возможность выбирать субподрядчиков.
Кроме того, законопроект предусматривает систему штрафов: до 5% от стоимости контракта в случае несвоевременной поставки и 0,1% за каждый день просрочки. На этом конкретика заканчивается.
Знакомые с текстом документа оборонные предприятия отмечают, что в законопроекте "слишком много воды": не указаны сроки заключения контрактов по ГОЗ, минимальный порог рентабельности предприятий и величина авансов. "Необходимо, чтобы в законе был указан нормальный уровень прибыли - от 15 до 25%. Также нужно прописать, что размер аванса должен хотя бы покрывать прямые затраты предприятия, чтобы заводу не приходилось привлекать кредитные средства", - полагает генеральный директор ООО "Балтийский завод - Судостроение" Александр Вознесенский.
По мнению ведущего аналитика компании "БФА" Кирилла Куриленко, слабым местом законопроекта является возможность предприятия изменять цену продукции, поскольку с утверждением новой цены могут возникнуть проблемы из-за отсутствия механизма. "В долгосрочных контрактах, особенно с использованием импортных компонентов, стоит рассмотреть возможность привязки стоимости контракта к курсам иностранных валют, а также заставлять оборонные организации применять механизмы хеджирования", - полагает аналитик. Судостроители отмечают, что принятие законопроекта станет шагом к либерализации отрасли. Александр Вознесенский убежден, что, принимая решения по ГОЗ, Минобороны навязывает заводам свою волю, поскольку над самим министерством нет регулятора. "Свобода выбора исполнителей предприятием приблизит цены к рыночным, так как диктат Минобороны в выборе субподрядчиков часто не приводит к оптимальной цене", - говорит Вознесенский.
Между тем, в середине июня Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) перешла из ведения Министерства обороны под управление правительства. Ведомство по-прежнему будет контролировать проведение торгов, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ по гособоронзаказу (ГОЗ), а также осуществлять надзор за соблюдением технических требований поставляемой в рамках ГОЗ продукции.
Количество профильных управлений в ведомстве увеличено до 10. Однако пока неясно, какие функции будут выполнять новые структуры.
По мнению экс-генерального директора ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь"Андрея Фомичева, трудно определить, какую именно категорию заказов будет контролировать новое ведомство, поскольку ранее определенную часть ГОЗ Минобороны заключало с предприятиями напрямую. Это происходило потому, что конкурсной процедурой размещения военных заказов были довольны не все.
"Конкурс может выиграть небольшое ООО с уставным капиталом 10 тыс. рублей, а потом оно придет к нашим предприятиям, чтобы они выполнили заказ", - говорит президент Ассоциации промышленных предприятий (АПП) Петербурга Валерий Радченко.
В существующем виде законопроект не решит основных проблем. Сегодня заказчик практически не несет ответственности за срыв сроков размещения гособоронзаказа. Несвоевременная выплата авансов создает предприятиям проблему кассовых разрывов. В документе необходимо четко прописывать все сроки, тем самым не оставляя возможности сторонам уйти от ответственности. Справедливо, что теперь государство будет определять максимальную цену на продукцию оборонных предприятий. Это снизит угрозу завышенных цен. На Западе заказы могут выполнить от одного до пяти предприятий, а в России конкуренция существенно ниже. Что, если никто не захочет делать дешево?
Кирилл Куриленко
ведущий аналитик компании "БФА"
При утверждении новой цены контракта ГОЗ необходимо, чтобы прямые затраты принимались фактическими, что сегодня не всегда учитывается. Минобороны переводит деньги по ГОЗу в конце года, и предприятиям нужно срочно его закрывать, привлекается дополнительная рабочая сила. Но Минобороны эти дополнительные затраты не принимает. А главное - определение цены контракта на текущий год должно происходить в конце предыдущего: контракт на 2013 год хорошо бы формулировать в декабре 2012 года. Сейчас - в среднем к лету 2013-го. В результате у предприятия отсутствует возможность правильно планировать свою деятельность и приходится привлекать кредитные средства, не предусмотренные калькуляцией и не согласованные с Минобороны.
Александр Вознесенский
гендиректор ООО "Балтийский завод - Судостроение"
Председатель Союза поставщиков государственного заказа Максим Шишкин полагает, что, отнимая Рособоронзаказ у Минобороны, правительство демонстрирует недоверие к собственным контрагентам. "Теперь правительство будет являться специальной организацией для Минобороны, то есть самостоятельно проводить торги и выбирать заказчиков. Особенность в том, что деятельность правительства в сфере закупок невозможно проконтролировать, и то, что делает правительство, всегда является исключением из закона", - объясняет Максим Шишкин.
По подсчетам АПП, в 2012 году оборонные предприятия, которых в городе около 300, могут получить заказов на 110 млрд рублей. Это примерно на 22% выше уровня прошлого года.
В 2010 году заказ Минобороны петербургским компаниям составил 83,3 млрд рублей, а в 2011-м - уже 89,6 млрд рублей. Объем долгосрочных контрактов в период с 2009 по 2012 год в общем объеме ГОЗ увеличился с 25% в 2009 году до 53% в 2012 году.