Президент России Владимир Путин представил проект федерального бюджета на 2013–2015 годы. Новая версия документа заметно отличается от той, что год назад представлял Дмитрий Медведев.
В 2013–2015 годах власти РФ собираются повысить качество стратегического управления экономикой и общественными финансами. Для этого расходы и доходы должны быть приведены в четкое соответствие, несмотря на то что следующая "трехлетка" ожидается не самой благоприятной из–за ужесточения проблем в мировой экономике.
"Мы обязательно должны учитывать любые сценарии развития мировой и отечественной экономики, иметь инструменты и возможности для оперативного реагирования, поэтому прошу заложить в бюджет на будущий год достаточный резерв для реализации антикризисных мер", — заявил гарант российской Конституции.
Тем самым Владимир Путин, вслед за экс–главой Минфина РФ Алексеем Кудриным, председателем ЦБ РФ Сергеем Игнатьевым и главой Сбербанка Германом Грефом подтвердил, что кризис — не фантазия.
Расходы госбюджета на образование, науку, развитие инфраструктуры планируется увеличить, не слишком увлекаясь, а с параметрами пенсионной реформы определиться не позднее сентября. Судя по тому, что незадолго до этого говорил глава Минфина РФ Антон Силуанов, пенсионная реформа в России будет комплексной: возрастной порог будет поэтапно повышаться, пенсионеров будут стимулировать продолжать трудовую деятельность, а часть накоплений прокручивать в рамках масштабных проектов, в частности инфраструктурных. Предполагается, что дефицит бюджета ПФР в 2013 году в этом случае может сократиться на 86 млрд рублей, сообщила заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко.
Брешь в ПФР возникла вскоре после того, как Дмитрий Медведев в июне 2011 года решил снизить ставки страховых взносов с действующих 34 до 30% (обычная ставка на 2012–2013 годы) и до 20% (производственный и инновационный малый бизнес, некоммерческие организации).
В бюджетных планах на "трехлетку" значатся улучшение инвестиционного климата, поощрение деловой активности, меры адаптации к вступлению в ВТО и формирование информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет". Последняя призвана сделать бюджет прозрачным.
Что касается вступления в ВТО, то помощница президента Эльвира Набиуллина отметила в четверг, что местные предприятия могут получить поддержку в виде "незапрещенных субсидий". В частности, такие субсидии планируется предоставить сельхозпредприятиям, автопрому, сельхозмашиностроению.
Несырьевые секторы экономики России также получат отсрочку от повышения налогов. Хотя их будущность в свете выхода РФ на открытый рынок представляется туманной. Что касается льгот. Те из них, которые приводят к "недополучению доходов региональных и местных бюджетов", будут поэтапно отменяться.
При верстке федерального бюджета за основу, как и ожидалось, будут взяты цены на нефть за 5 прошедших лет. При этом ежегодно расчетный период будет увеличиваться на год. В перспективе цена на нефть будет оцениваться уже за десятилетие. Если фактическая цена черного золота окажется выше средней, то дополнительные, в первую очередь экспортные, доходы будут направляться в Резервный фонд. И наоборот.
"Глобализация мировой экономики и возрастающая борьба за инвестиции требует быть конкурентоспособными во всем", — подчеркнул Владимир Владимирович и призвал взять расходование бюджетных денег под жесткий контроль в качестве "мощной антиинфляционной меры", а успехи министров оценивать ежегодно, основываясь на "анализе результатов".
Принятая сейчас практика подведения итогов, по мнению Путина, не дает полной картины и не стимулирует чиновников к работе.
Версия проекта госбюджета РФ на 2012–2014 годы, которую представил год назад Дмитрий Медведев, имела несколько иные акценты. В частности, речь шла про сокращение количества чиновников, "социалку" (в числе приоритетов фигурировало обеспечение жильем военных и повышение их денежного довольствия), "проведение модернизации" и "внедрение инноваций". Ну а роднит оба документа наличие сценария "повторного" ухудшения экономической ситуации.