Смольный пытается достроить новый стадион Зенита, потратив меньше денег

Автор фото: Trend/ Максим Змеев

Финансирование стадиона футбольного клуба "Зенит" на Крестовском острове остановлено, утверждает подрядчик. В Смольном говорят, что стараются оптимизировать смету. Город пытается пройти между Сциллой и Харибдой, достроив стадион, но так, чтобы он не стал самым дорогим в мире, отмечают эксперты.

Финансирование стадиона футбольного клуба "Зенит" на Крестовском острове остановлено. Об этом заявил директор генерального подрядчика проекта - проектно-строительной компании "Трансстрой" Игорь Панкин, сообщают российские СМИ.  По словам Панкина, все строительные работы уже некоторое время заморожены.
В пресс-службе "Зенита" подтвердили, что строительные работы сейчас не ведутся. Это связано с тем, что пока не утвержден новый проект стадиона, сообщили представители клуба.
Больше всего новый стадион нужен "Зениту". Сейчас клуб играет на "Петровском", который вмещает гораздо меньше зрителей, чем та аудитория, которую "Зенит" способен собирать (и втрое меньше, чем будет вмещать строящийся стадион).
Кроме того, на стадионе на Крестовском острове планируется провести несколько матчей чемпионата мира по футболу 2018 года, который пройдет в России.
Наблюдатели говорят о том, что проблемы с финансированием могут быть связаны с перестановками в Смольном. После появления на посту губернатора Георгия Полтавченко была отменена реализация ряда крупных проектов, на которые планировалось выделить бюджетные средства. В их числе – Орловский тоннель с развязками, мост на остров Серный и Ново-Адмиралтейский мост, общая стоимость этих проектов – более 80 млрд рублей.
Никто из экспертов не полагает, что стадион может оказаться в этом списке. Чемпионат мира по футболу – слишком важный для действующей федеральной власти имиджево-финансово-политический проект. Но речь может пойти о смене подрядчика и попытке снизить издержки. В "Трансстрое" заявили, что для реализации проекта нужны 44 млрд рублей, а если выделят меньше, компания выйдет из проекта. А губернатор Полтавченко чуть раньше заявил, что он надеется, что удастся уложиться в 22 млрд рублей.
О том же сказал и глава комитета по строительству правительства Петербурга Вячеслав Семененко. Он опроверг информацию о приостановке строительства арены. По его словам, сейчас ведется работа по оптимизации стоимости объекта.
В то же время петербургские бизнесмены часто говорят о том, что с пришествием Полтавченко в Смольный в городе практически остановился процесс принятия каких-либо серьезных решений. В данном случае на это намекнул глава "Трансстроя", сказавший, что механизм принятия решений в Петербурге при новой власти пока не отработан. Наблюдатели не исключают, что и это играет роль на данном отрезке стадионной эпопеи.
Строительство стадиона на Крестовском острове – одна из самых долгоиграющих строительно-финансовых историй в Петербурге. Строительство началось 6 лет назад, проект оценивался в 7 млрд рублей (сопоставимо с тогдашними среднеевропейскими ценами на подобные объекты). Закончить стройку должны были два года спустя.
Но два года спустя она не закончилась, а, напротив, снова началась. Проект был изменен, чиновники решили добавить раздвижную крышу и выдвижное поле. Целью было сделать возможным использовать объект не только для футбола, но и, например, для организации концертов. Цена выросла втрое – до 24 млрд рублей (дороже, чем аналогичные европейские проекты).
Еще несколько лет спустя (работы все это время продолжались) стоимость строительства оценивалась уже в 33 млрд рублей. Россия получила право на проведение чемпионата мира по футболу, а потом выяснилось, что арена по плану вмещает чуть меньше, чем нужно по нормативам ФИФА для проведения полуфинального матча (который решено провести в Петербурге). Проект пришлось доделывать.
Две недели назад Главгосэкспертиза выдала положительное заключение по технической части проекта. В ближайшие недели должно выясниться, какой объем средств будет выделен на реализацию проекта. Сейчас генеральный подрядчик говорит о том, что понадобится 44 млрд рублей (более чем вдвое дороже, чем аналогичные проекты в Европе). К настоящему времени освоено около 5 млрд.
Параллельно с увеличением цены стадиона все время сдвигается предполагаемый срок его введения в строй. Когда-то говорили о 2008-м году. Совсем недавно - о 2013-м. Начиная с апреля этого года, говорят о 2014-м. Чемпионат мира начинается в июне 2018-го.
Политики и наблюдатели пытались заинтересовать этим долгоиграющим проектом надзорные организации, но успеха не добились. Глава Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что ему тоже интересно, что происходит на Крестовском острове, но у Счетной палаты нет полномочий проверять этот объект, потому что средства выделяются не из федерального бюджета, а из городского.
Еще интереснее звучал ответ главы контрольно-счетной палаты Петербурга Вадима Лопатникова, у которого, конечно, полномочия проверять этот объект есть. Лопатников сказал, что проверять на соответствие смете можно только уже достроенные объекты.
Формально нарушений закона нет: принимается проект, выделяются средства, начинаются работы. Потом проект меняется, средства выделяются, работы переделываются и начинаются заново. Продолжается это уже шесть лет.
Представители политической оппозиции говорят о том, что Газпром-арена (так ранее планировалось назвать стадион) – один из крупнейших проектов по "распилу денег" в Петербурге. Проектирование и строительство, по их мнению, потому и продолжается так долго, что чем дольше оно продолжается, тем больше средств можно освоить.
Еще одна версия – с легким налетом конспирологии: возможно, петербургские власти намеренно затягивают с реализацией проекта, чтобы получить на него федеральное финансирование. Это напоминает историю ЗСД, когда было объявлено реализации нужного и громкого проекта, реализация началась за городские деньги, по дороге выяснилось, что городских денег не хватит, а поскольку проект был важным, то удалось получить деньги федеральные.
Другой вариант – что у прежнего руководства Смольного была негласная договоренность со строителями о дальнейшем увеличении сметы. А одна из главных целей нынешнего руководства города – минимизация издержек. Одно вступает в прямое противоречие с другим. И чиновники пытаются пройти между Сциллой и Харибдой, с одной стороны, все-таки достроив стадион, с другой – сделав это за адекватные средства.
Другие наблюдатели говорят, что одна из главных причин все этих задержек – несогласованность и безответственность чиновников, которые принимают решения и меняют их, не слишком заботясь о том, в какие суммы обходятся перепроектирования и перестройки.