После стажировки в компании возвращается меньше половины практикантов

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

Ежегодно пара сотен петербургских работодателей приглашают к себе студентов на летнюю практику. Затраты на ее организацию доходят до 500 тыс. рублей за одного стажера, при этом возвращаются работать в компании меньше половины практикантов. Но все равно это выгодное дело, говорят работодатели.

Точных данных, сколько работодателей ежегодно организуют летние стажировки для студентов, нет. По экспертным оценкам, от нескольких десятков до нескольких сотен компаний. "Как правило, это крупные международные производственные или торговые предприятия, — замечает Мария Маргулис, генеральный директор кадрового агентства "1000 кадров". — В последнее время крупный российский бизнес тоже включился в борьбу за молодые таланты, но это все–таки пока единичные случаи". В основном активность проявляют компании из сферы FMCG (товары повседневного спроса), финансовой и банковской отраслей. Так, в Росгосстрах банке со студентами работают с 2006 года. "Сначала эта практика существовала в формате стажировок, а с 2011 года — как крупный проект по комплексной подготовке кадров "Школа молодого банкира", — рассказывает Маргарита Крутова, начальник отдела по работе с персоналом банка. "Фабрика "Петро" привлекает студентов 3–6–го курсов из различных вузов на летние стажировки начиная с 2003 года", — рассказывает Екатерина Мельникова, менеджер по подбору персонала фабрики, входящей в группу компаний JTI. Но сюда привлекают не только в летний период. "Молодые энергичные ребята с хорошим знанием своей специальности нам нужны вне зависимости от времени года, — объясняет Екатерина Мельникова. — С 2009 года у нас действует программа годичных стажировок". Также со студентами активно работают Сбербанк, "Лента", МТС и др.
Каждая компания исходит из своих потребностей, организуя подобную практику. "В первую очередь это связано с летним сезоном отпусков. В это время помощь студентов для многих компаний очень актуальна, особенно на административных позициях", — говорит Светлана Катаева, управляющий директор AVRIO Group Consulting. Александр Греб, директор по маркетингу POLARIS, полагает, что сезонное привлечение студентов не столько производственная необходимость, сколько попытка работодателей хоть как–то уменьшить разрыв между теорией, которую дают студентам в вузах, и практикой, с которой им приходится сталкиваться, приходя на работу. И только летом большинство студентов доступно для работодателей, к тому же они сами заинтересованы в таком привлечении со стороны компаний. "К сожалению, мы сегодня имеем высшую школу, которая оторвана от реальности, — поясняет свою позицию Александр Греб. — Говорю это ответственно, как бывший декан. Причем от реальной жизни студентов отделяют и преподаватели, не имеющие практического опыта работы по специальностям, которым обучают, и минимальный объем практики". "Пока одни решают проблему временного персонала, другие формируют внешний кадровый резерв", — замечает Надежда Коротовских, президент HR–ассоциации Петербурга. Кроме того, по ее словам, компании дают завтрашним молодым специалистам представление о себе как о работодателях, что в условиях борьбы за таланты, которая со временем будет только усиливаться, крайне важно.
Отдача для работодателей от стажировок разная. Например, после летней практики на постоянных штатных позициях на фабрике "Петро" остаются работать один-два выпускника в год. В долгосрочных программах, по оценке Екатерины Мельниковой, процент гораздо выше, но и процесс отбора в этом случае жестче — кандидаты проходят тестирование, кейс–турнир, собеседование. "В 2010 году из 360 студентов, претендовавших на участие в стажировке будущих инженеров, было отобрано пять человек, четверо из которых теперь работают в компании", — рассказывает она. По словам Маргариты Крутовой, в среднем 60% от числа участников Школы молодого банкира приходят после практики работать в компанию. Но это тоже долгосрочная программа, а не летняя стажировка. "В моей практике был только один пример, — вспоминает Александр Греб свою работу в предыдущей компании. — Человек пришел не на 1–2 недели, а был готов работать "за опыт" столько, сколько мы готовы были его терпеть. Результат: через полгода компания предложила ему работу. А по прошествии 6 лет, то есть сейчас, он работает на топовой позиции".
При такой небольшой отдаче затраты на организацию летней практики одного студента могут составить, по разным экспертным оценкам, от 300 тыс. до 500 тыс. рублей. "Обычно расходы складываются из зарплаты рекрутера, тренера, премии для наставника и зарплаты стажера", — добавляет Маргарита Крутова. Несмотря на соотношение затрат и отдачи, компании тем не менее не отказываются от идеи стажировок. "Работодатели получают молодого мотивированного специалиста — в этом главная выгода компаний", — уверена Надежда Коротовских.
Однако не всех работодателей прельщает подобная выгода. И связано это с проблемами, с которыми приходится сталкиваться работодателям при организации стажировок. Чаще всего, по словам Надежды Коротовских, возникают вопросы, как оформлять — по ученическим или трудовым договорам, кто будет курировать стажеров и как взаимодействовать в ходе выполнения заданий. Плюс к этому финансовые затраты.