ОАО "Компания Усть–Луга" инвестирует в девелоперский бизнес 600 млрд рублей

Автор фото: Trend/Андрей Федоров

Компания "Усть–Луга" расширяет зону своих интересов рядом со строящимся портом. Она разработала комплексный план развития прилегающей территории, который помимо не раз уже анонсированных жилой и промышленной зон включает рекреационный и аграрный кластеры.

"Раньше все воспринимали компанию "УстьЛуга" как заказчика–застройщика морского торгового порта Усть–Луга. Однако на сегодня первая фаза проекта строительства порта близится к завершению, и перед компанией стоят новые задачи по комплексному развитию порта и прилегающей территории", — говорит Светлана Макарова, директор по стратегии и развитию ОАО "Компания Усть–Луга".
По сути, компания "УстьЛуга" превращается в девелопера: она будет заниматься формированием участков и строительством инженерных коммуникаций, а затем привлекать на эти земли инвесторов для строительства объектов.
Общий объем инвестиций в территории у порта составит 601,7 млрд рублей, подсчитали в компании. По оценкам экспертов, на инженерную подготовку такой территории может пойти как минимум 30% от общего объема инвестиций, то есть около 200 млрд рублей.
В настоящее время земли выкупаются из муниципальной, государственной и частной собственности. Под все кластеры, кроме аграрного, отводится более 6,1 тыс. га, в том числе 4 тыс. га — под промзону, 1,8 тыс. га — под жилье, 344 га — под рекреацию.
О каких суммах идет речь, пока в компании не говорят. По оценке АРИН, общая стоимость земли, предназначенной для развития территории, составляет 1,7–1,9 млрд рублей. При этом в случае перепродажи цена может повыситься в 2–3 раза, если появится утвержденный генплан поселения и участки будут поделены на небольшие и переведены в необходимые категории.
Основным кластером является индустриальная зона, где должны разместиться предприятия нефте– и газохимических секторов. Жилая часть предполагает создание города на 34,5 тыс. человек (для сотрудников порта и предприятий индустриальной зоны). Его генплан уже утвержден, и к лету завершится строительство первого жилого комплекса. Объявлен конкурс на проектирование еще трех жилых домов.
Менее известные проекты — это создание рекреационной и агропромышленной зон. В частности, разработан план многофункционального туристско–рекреационного комплекса в устье реки Выбья. Рядом с кластером находятся Котельский заказник и Кургальский заповедник.
Кластер площадью 344 га будет включать многофункциональный туристско–рекреационный комплекс на площади 62,9 га. В частности, планируется построить гостиничный и спортивный комплексы, коттеджи, конференц–холл. Единовременно здесь могут отдыхать до 500 человек. Планируется также формирование экопарковой зоны.
Схема агропромышленного кластера будет разрабатываться совместно с комитетом по АПК Ленобласти. Как пояснили в комитете, пока предполагается, что "Усть–Луга" займется поиском инвесторов для хозяйств Кингисеппского района, которые находятся в сложном экономическом положении ("Кошкино", "Котельский", "Прибрежное", "Домашово"). Не исключено, что эти сельхозпредприятия могут перебазировать свои производства в агропромышленный кластер.
Генеральный директор ЗАО "Агриконсалт" Андрей Голохвастов говорит, что слышал про планы "Усть–Луги" по созданию агрокластера. Он считает, что в Кингисеппском районе есть все предпосылки для развития нового проекта, поскольку здесь традиционно развивалось молочное животноводство и растениеводство. По предположению Андрея Голохвастова, речь, скорее всего, идет не о создании кластера как такового, а о поддержке действующих сельхозпроизводителей.
Эксперты считают желание компании "Усть–Луга" развивать территорию рядом с портом логичным. "Именно комплексный подход во всех сферах может принести успех проекту, — отмечает Андрей Тетыш, председатель совета директоров АРИН. — Спрос на юридически и инженерно подготовленные участки, несомненно, будет". По его словам, близость портового комплекса привлечет сюда компании, которые работают на экспорт.
"Несомненно, востребованной на данной территории будет не только перевалка грузов, — говорит генеральный директор Knight Frank St. Petersburg Николай Пашков. — Может быть интерес со стороны производственных компаний, для которых размещение в порту могло бы быть удобным".
Аналитики не сомневаются в успешности промышленного кластера, но осторожнее высказываются насчет других возможных направлений. "Неплохие перспективы может получить и сельхозкластер. Но строительство жилья может быть, на мой взгляд, лишь в небольшом объеме", — отмечает руководитель КЦ "Петербургская Недвижимость" Ольга Трошева. По ее мнению, более обширный спрос здесь вряд ли возможен из–за значительной удаленности территории от Петербурга.
По той же причине не может быть большой и туристическая составляющая: основные точки притяжения туристов все же находятся в Петербурге.
Ольга Земцова, руководитель отдела консалтинга ASTERA, напротив, считает, что в условиях перемещения крупного строительства за пределы Петербурга проекты городов–спутников становятся актуальными: "В данном случае проект перспективен, значительная удаленность участка от Петербурга компенсируется наличием крупного транспортного узла. Активное жилое строительство — следующий шаг комплексного развития припортовой территории".
В турфирмах пока не видят перспектив для рекреационного направления. Так, в компании "Прима" отмечают, что Кингисеппский район не пользуется популярностью как туристическое направление и инвестору придется вложить немало средств в продвижение и рекламу нового проекта.