Разочарование в европейских кисельных берегах

Автор фото: wikipedia.org

Известный латвийский политик, президент международного общества "Балтийский форум" Янис Урбанович рассказал dp.ru о разочаровании в евроинтеграции и о перспективах экономического сотрудничества с российскиими бизнесменами.

Латвия сама по себе на какие отрасли экономики делает ставку в своем экономическом развитии?
Я вам врать не буду, мы ставки никакие не делаем, к сожалению. Мы находимся в неком смятении. Мы вступили в Евросоюз в надежде, что Европа нас научит, подскажет, поделится неким сегментом разделения труда. Но мы столкнулись с неожиданным для нас эгоизмом, особенно более опытных, матерых и стран и субъектов экономических. Наша наивность привела к тому, что нас несколько раз тряхануло в банковском секторе. И своим портовым, транзитным ресурсом мы не очень правильно распорядились.
Пока мы говорим все те же слова, что и у вас говорят политики: инновации, наука, учеба, экспорт. Только прорывных планов мы еще не создали.
Сейчас основное направление экономического сотрудничества России и Латвии – это транзит. Существуют ли еще какие-то направления для сотрудничества?
То, что уже есть, достойно более внимательного изучения для того, чтобы это не потерять. Потому что транзит - это не константа. Грузы ищут и находят более выгодные пути следования о пункта А до пункта Б и конкуренция стран и фирм в этой сфере постоянна. Поэтому я бы не отмахивался от транзита, потому что нам очень много предстоит сделать в этой сфере. Это первое.
Второе. Вокруг транзита я смотрел бы на новые проекты, где мы могли бы взаимовыгодно инвестировать и получать от этого дивиденды - прямые и непрямые. Ну например, нам проехать из Риги до Москвы невозможно. Машины едут через Смоленск, Белоруссию или Питер. Это расширяет кругозор, но не ускоряет время следования. Дорога Рига - Москва давно ждет вложений. Здесь мог бы быть проект как двусторонний, так и многосторонний.
У нас узкое горлышко – железная дорога. Было бы совсем неплохо, если бы Октябрьская железная дорога и Латвийская железная дорога нашли бы время, чтобы приступить к проекту, о котором говорили еще во время встречи нашего бывшего президента Затлерса с Медведевым и Пут иным полтора год назад в Москве. Чтобы растаможка составов проводилась в Риге и не стояли поезда по три часа на границе. И таможенный досмотр пассажиров осуществлять на перронах.
Нужны совместные большие проекты – два три, а лучше больше, объемом под миллиард. И тогда президентам есть о чем говорить и политикам есть о чем спорить и бизнесменам есть где развернуться. Как говорят: нужен слон, чтобы блохам было что кушать.
И через это решаются и другие проблемы, например межэтнические. Повышается уровень доверия и повышается интерес. Сейчас, когда интереса нет, мы сползаем к старым обидам и новым реваншам. А если у нас есть некое созидание, то все старье отойдет.
То есть на данный момент все-таки главное – это транзит?
Нет, к сожалению. Транзит утрачивает позиции в Латвии. Равно как и другие индустриальные отрасли. У нас большой вес имеет деревообработка. Каких-то новых промышленных производств мы не построили. Теплится сельское хозяйство. Рыбу, мясо, молоко мы не разучиись делать. Но сказать, что мы достигли уровня 88 – 89 года, нельзя.
Транспортники Латвии говорят, что заинтересованы в экономическом развитии России, чтобы им было, что возить. Другие предприниматели, политики сейчас поворачиваются к России?
Конечно я не думаю, что в России все являются фанатами дружбы с Латвией. И думаю, что политики Латвии преуспели в том, чтобы таких фанатов было немного. Но погода меняется. Разочарование в европейских кисельных берегах дает прививку от собственного невежества.
Если мы хотим конкурировать с грандами в разных отраслях в западном мире, то это не будет там приветствоваться. Чтобы Латвия была независимым, процветающим, сильным государством, эономические субъекты в разных отраслях должны работать по принципу 30-30-30. Это доли западных потребителей, местных и российских. Но этакая "совковость" на европейский манер нам дико мешает.