Летние кафе привлекут туристов на новые маршруты

Автор фото: Trend/ Виктория Ламзина

В преддверии летнего сезона "ДП" узнал, с какими трудностями сталкиваются бизнесмены при открытии сезонного общепита и чего они ждут от властей.

Городские власти активно заговорили о необходимости формировать новые туристические маршруты в центральной части Петербурга. Сегодня основной туристический поток проходит через Невский пр. и близлежащие к нему улицы и переулки, такие как Малая Морская и Большая Конюшенная, Малая Садовая ул., ул. Рубинштейна, Маяковского, Восстания и другие. Не имея цели посетить какие-то конкретные достопримечательности или заведения, туристы редко сворачивают на прогулку по другим, не менее интересным улицам.
Одним из инструментов вовлечения улиц, расположенных в центре города, в туристическую инфраструктуру города могли бы стать сезонные кафе. Так, например, Евгений Елин, председатель КЭРППиТ, недавно заявил о намерении превратить в центр туристического притяжения Галерную ул. По образу и подобию ул. Рубинштейна на ней могли бы быть размещены ряды небольших ресторанов и кафе, которые в разгар туристического сезона летом заманивали бы гостей города летними верандами и выносными столиками на открытом воздухе. При этом, если московские власти уже упростили процедуру размещения летних кафе, петербургские бизнесмены пока еще только ждут этого.
Для размещения летних кафе пригодны либо пешеходные улицы, либо улицы с относительно небольшим потоком автомобилей, при этом достаточно широкие, чтобы не ограничивать пешеходов. Активно разивающаяся в плане ресторанного бизнеса Большая Конюшенная, например, для летних террас и выносных столиков не подходит из-за небольшой ширины. В случае если улица проходит вдоль проезжей части, как, например, Загородный пр., летний вариант придется остеклять, а это дополнительные расходы.
Как пояснили в КЭРППиТ, наибольшая концентрация точек общественного питания напрямую связана с проходимостью покупательских потоков и, как правило, приходится на места массового отдыха и скопления населения, в том числе у крупных предприятий торговли, на остановках туристических маршрутов, основные транспортные магистрали. Всего в адресную программу размещения сезонных объектов общественного питания в Петербурге на сегодняшний день включены 582 земельных участка. Около 50% от них приходятся на центральные районы города - Центральный, Адмиралтейский, Василеостровский и Петроградский.
Наличие летнего кафе свидетельствует о европейском уровне ресторана. Это необходимое условие, если ресторан хочет быть конкурентоспособным. В крупных городах Европы очень много летних кафе с огромными маркизами, красивой мебелью и цветами Еще 5-7 лет назад такого количества летних кафе не было, более того, они выставлялись гораздо позже. Сейчас все стараются открыться с первым весенним солнцем. Если позволяет место и условия, все ставят. Что касается согласований, то они были всегда, поэтому определенная модель организации летних кафе уже выработалась.
Инна Салита
Управляющая сетью ресторанов Mama Roma
По данным ООО "Мир кафе" (специализируется на покупке-продаже ресторанного бизнеса, а также подборе помещений), наиболее активно летними кафе сегодня обустраиваются ул. Рубинштейна, Малая Конюшенная, Малая Садовая ул., ул. Правды и 7-я линия В.О. Как правило, владельцы летних кафе собирают незатейливые конструкции, на Рубинштейна, например, по большей части просто выносят столики. По данным КУГИ, средняя стоимость аренды земли под летнее кафе в центральной части Петербурга составляет 10 тыс. рублей за 1 м2.
Сами владельцы летних ресторанов и выносных столиков признают, что сезонный общепит - рентабельный бизнес. Около половины выручки ресторану в разгар туристического сезона приносит летняя пристройка. По оценкам ООО "Мир кафе", выручка летнего кафе на Невском может достигать 100 тыс. рублей в день.
"Если веранда правильно сделана и стоит в правильном месте, она может приносить не менее 15% сверхприбыли, в зависимости от типа и качества пристройки, - говорит Станислав Большаков, управляющий рестораном­пивоварней Munhell на 7-й линии В.О. с летней верандой на 50 человек. - Зима в нашем регионе долгая, все сидят по машинам и квартирам, поэтому отдых на свежем воздухе очень востребован. Это хорошее подспорье для бизнеса, и с этим направлением интересно работать".
Таким образом, летние пристройки к кафе и ресторанам и выносные столики либо компенсируют потерю гостей, которые по каким-то причинам не хотят идти внутрь, но в большин­стве случаев гости сидят и внутри, и снаружи.
На сегодняшний день размещение объектов сезонного общепита регулируется постановлением правительства СПб №554 "О предоставлении земельных участков для размещения временных (некапитальных) объектов потребительского рынка".
Схема размещения выглядит следующим образом: администрации районов собирают и обрабатывают заявки от всех желающих открыть летнее кафе, и уже на основании полученной информации КЭРППиТ разрабатывает адресную программу по размещению объектов сезонного общепита. Затем на уровне районных КУГИ по указанным в адресной программе земельным участкам проходят конкурсы. Определяющим фактором при выборе арендатора является предложенная им цена. При наличии кадастрового паспорта и всех необходимых согласований (КГА, КБДХ, управление ГИБДД ГУВД и в некоторых случаях КГИОП) срок аренды составляет 3 года. Если кадастрового паспорта нет, договор аренды заключается на один год (так как в ином случае не регистрирует ФРС). Как пояснили в КУГИ, добропорядочным арендаторам власти идут навстречу, избавляя от необходимости проходить через все согласования.
Подобную процедуру многие предприниматели считают крайне забюрократизированной. Аналитики считают, что из-за сложностей с согласованиями более половины летних кафе в прошлом году были размещены незаконно. "Согласования могут затянуться на всю зиму. В Москве, например, в этом году схему значительно упроcтили. От владельцев стационарных точек, планирующих организовать сезонное кафе, теперь требуется лишь заявление, - говорит Станислав Большаков. - У нас же бизнесмены не успевают все согласовать и потом платят штрафы".